InvestFuture

В год российского кино ему вернут зрителей

Прочитали: 41

После прорывного 2013 г. уровень посещаемости российских фильмов снижался. Для импортозамещения голливудских блокбастеров необходимо выстроить такую систему поддержки кинематографа, которая обеспечила бы выпуск качественных фильмов и продвижение.

Два года – без "Легенды" Наступающий 2016 г. будет объявлен годом российского кино. Соответствующий указ президент России Владимир Путин подписал 7 октября. Церемония передачи эстафеты от года литературы – году кино состоится в понедельник, 14 декабря, в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Ранее правительство утвердило состав оргкомитета, во главе с министром культуры Владимиром Мединским. И сейчас оргкомитет разрабатывает план основных мероприятий предстоящего года, уточнили в пресс-службе Минкульта.

Как сообщалось, на проведение кино-года из госбюджета дополнительно намечено выделить 1,48 млрд руб. Таким образом, несмотря на кризисный период, общая сумма господдержки кинематографа, увеличится с первоначальных 6,12 млрд руб. до 7,6 млрд. В прошлом году на эти цели было выделено порядка 6 млрд руб., против 6,7 млрд руб. в 2013 г. К слову, позапрошлый год оказался прорывным: доля посещаемости отечественных фильмов выросла до 19%, а кассовых сборов – до 18% или до 7,965 млрд руб. (при приросте в 1,8 млрд руб.). Причем три российских фильма - "Сталинград" (с рекордным результатом в 1,872 млрд руб.), "Елки-3" и "Легенда №17" - вошли в десятку лидеров по кассовым сборам.

Тогда как 2014 г., отмеченный усложнением геополитического фона и ухудшением экономической конъюнктуры, был не столь удачным. По информации компании Movie Research, посещаемость российских фильмов уменьшилась на 3,2% (до 18,4%), против общего снижения на 0,2%. А их касса сократилась на 1,2% - при общем повышении кассовых сборов на 4,4%, вследствие удорожания средней цены билета на 4,6%, до 242,7 руб. (данные приведены по России и странам СНГ без Украины).

В текущем году, рассказал "Вести.Экономика" исполнительный директор Movie Research Александр Лужин, общий уровень кассовых сборов повысится примерно на 5% до 48 млрд руб., также за счет повышения цен на билеты. А посещаемость останется на прошлогоднем уровне. В принципе, это хорошие показатели, с учетом того, например, что объемы продаж в ритейле снизились на 8%. Правда, под натиском заключительной части франшизы "Звездных войн", итоговая доля зрителей российских фильмов снизится с сегодняшнего уровня в 17,5% до 17,3%, указал Лужин. По его словам, в этом году также не было фильмов-событий. Хотя число достойных крепких "фильмов-середнячков", собравших по 1-2 млн зрителей, выросло вдвое.

Ковровое релизометание Вместе с тем, в текущем году, отметили в “ПрофиСинема”, все большее число российских фильмов провисало в прокате. Так, в ноябре 2/3 отечественных картин, вышедших на экран, не собрали и 10 млн руб. В декабре надежды связываются с новогодними премьерами, но конкуренция резко обостряется.

В конце октября ряд российских кинопродюссеров (Сергей Сельянов из СТВ, Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский из Art Pictures, Тимур Вайнштейн из "ВайТ Медиа“ и др.) призвали Минкульт установить правило, чтобы фильмы иностранного производства выходили в России в день своей мировой премьеры. Как объяснялось, дистрибьютеры нередко переносят дату релиза в России на выгодное новогоднее время для картин, провалившихся в мировом прокате, стремясь хоть что-то на них заработать (в частности, в виду имелся "Стив Джобс", российская премьера которого назначена на 1 января).

Разумеется, было бы правильно развести во времени российские и зарубежные фильмы, подтвердил Валерий Карпов. Но если, оговорил он, применять не рыночные методы, могут пострадать другие участники рынка. К тому же, как показывает опыт фильма “А зори здесь тихие“, ради премьеры которого в апреле прошлого года “подвинули” голливудскую картину, это не обязательно способствует успеху. Очевидно, что заинтересованным сторонам следует договариваться о взаимоприемлемом графике релизов. Тем более, что совместное общение на сегодня налажено в различных форматах, в том числе в рамках ежегодных кинорынков, подчеркнул Карпов.

При этом было бы логично условиться о неких общих правилах, ведь зачастую даты зарубежных и российских премьер разнятся и у отечественных фильмов, заметил Александр Лужин. Хотя здесь, предупредил он, дело осложняется также тем, что зарубежные кинопроизводители могут определить дату выхода фильма заранее, скажем, за полгода, а у российских их коллег это не всегда получается.

Жора Крыжовников, автор нашумевших комедий “Горько“, “Горько-2“ и ожидаемого в конце декабря “Самого счастливого дня“ (который, как он очень надеется, станет событием), также скептически воспринял предложение, “способное снизить количество поводов для зрителя пойти в кинотеатр”. При том, что поддерживать кинематограф нужно предоставить именно зрителю, полагает Крыжовников. И потому приветствовал решение о выделении Фондом кино 700 млн руб. на модернизацию кинотеатров в городах с населением до 100 тыс человек. Как известно, США, обладающие киноиндустрией №1, располагают и гораздо большим количеством кинотеатров и экранов, которых в России особенно не хватает в малых городах. А что до производителей, то для них важно постараться сделать хорошее кино. К слову, авторам “Ночного дозора“, “Елок“, “Легенды №17“ и того же “Сталинграда“ конкуренция с зарубежными фильмами не помешала, резюмировал режиссер.

Но речь идет не об ограничении конкуренции, а о выравнивании условий, возразил Николай Лебедев, снявший “Легенду №17“, а сейчас работающий над “Экипажем“. Как он пояснил, отечественным фильмам крайне сложно выжить в жестком графике чередующихся премьер международных блокбастеров с их гигантскими бюджетами. В обстоятельствах подобного “коврового бомбометания“, конечно, важно выработать меры по защите (не нападению!) собственного кинематографа, используя для этого опыт Франции или, скажем, Финляндии, где тоже довольно успешно отстаивают свое кино.

Без продуманного комплекса протекционистских решений сегодня не обойтись, уверен Лебедев. А поскольку, добавил он, весьма важно, чтобы снятые фильмы дошли до зрителя, было бы резонно изучить и опыт Соединенных Штатов: там кино стало едва ли не национальным видом спорта и многие американцы, буквально, каждую неделю посещают кинозал. Причем в США, например, запрещен прокат дублированных фильмов. И так как зрители везде не любят читать субтитры, то это, конечно, сказывается на прокате зарубежных картин, констатировал автор “Легенды“.

Импортозамещение блокбастеров Как отмечали участники дискуссии, вслед за более-менее налаженным механизмом господдержки кинопроизводства, далее также необходимо озадачиться развитием системы кинопоказа в стране. И тот факт, что ответственные структуры, наконец, повернулись в сторону кинопроката, конечно, радует, констатировал Александр Лужин. В этой связи, конкретизировал он, в частности, следует упомянуть решение о выделении Фондом кино средств на переоснащение кинотеатров в небольших городах, а также прорабатываемые Минсельхозом и Минкультом меры по переоборудованию сельских клубов под кинопоказы.

Наряду с прочим, было бы важно позаботиться и о рекламе, так как, кроме пары-тройки нашумевших отечественных фильмов, о других - вполне достойных и качественных картинах - публика зачастую не знает. И в результате симпатичные детские фильмы, вроде “Приключений маленьких итальянцев“, “Королевства М“ или анимационного фильма “Чародей равновесия. Тайна Сухаревской башни“, к примеру, не собрали столько зрителей, сколько могли бы – при надлежащей их раскрутке, заключил аналитик.

Хотя и в этом направлении, подтвердил Валерий Карпов, уже что-то делается. Так, попутно с октябрьской договоренностью между Минкультом, Фондом кино и крупнейшими кинотеатральными сетями, входящим в НП “Киноальянс“, о предоставлении отечественным фильмам до 20-% экранного времени в 2016 г., стороны также условились о показе перед сеансами минутного ролика с релизами новых российских картин. За год по стране это обеспечит порядка 148 тысяч часов, суммировал исполнительный директор “Киноальянса“.

По мнению экспертов, поспособствовать продвижению отечественного кино, также помогла бы более активная социальная реклама и обеспечение льготного доступа к самому массовому (и дорогому) ТВ-ресурсу. Кстати, опыт телевидения, где, наряду с “мылом“, все чаще появляются добротные и востребованные сериалы, обнадеживает.

И в целом, очевидно, чтобы существенно нарастить долю российского кино, успешно импортозамещая голливудские блокбастеры, необходимо выстроить систему господдержки российского кинематографа, которая обеспечивала бы производство качественных фильмов и их продвижение в народ как за счет оборудования необходимого числа кинозалов, так и за счет адекватной рекламы.

Впрочем, в год кино, обнадежил Карпов, фильмы-события ("Викинги", "Экипаж", "Ледокол", "Контрибуция" и анимационный "Урфин Джюс") ожидаются. Вот в 2017 г. с этим будет сложнее: последствия экономического кризиса сказываются не столько на кинопрокате, сколько на кинопроизводстве.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
В год российского кино

Поделитесь с друзьями: