InvestFuture

3 вопроса про обмен валюты

Прочитали: 44

Что означают уточненные правила покупки-продажи валюты для граждан? Является ли это каким-то очередным ограничением? Станет ли совершение таких операций намного сложнее? Или, быть может, появятся налоговые последствия? на эти вопросы отвечает в программе "Реплика" экономический обозреватель Николай Корженевский.

Попробуем еще раз разобраться в том, что же за «подарок» преподнес нам Центральный Банк.

В целом, конечно, некоторое ужесточение все же произошло, но ужесточение условное. А в широком смысле регулятор просто приводит в соответствие лимиты по разным типам финансовых операций. Например, если помните, в апреле прошлого года Госдума приняла закон, регулирующий электронные переводы. Предельная сумма анонимной транзакции была установлена в размере тех же 15 тысяч рублей. Причем ограничение вводилось с аналогичной мотивировкой – для ограничения финансирования терроризма.

То есть при совершении электронной операции на сумму свыше 15 тысяч рублей клиенты платежных систем проходят полную идентификацию. Причем предоставить информацию нужно и о плательщике, и о получателе средств. Теперь ровно то же самое придется делать и в обменном пункте. До 15 тысяч анонимно, дальше – по документам. Думаю, что общественная реакция на это нововведение оказалась более бурной просто из-за большей распространенности валютных операций.

В том варианте, в каком процедура изложена в нормативных документах, никаких дополнительных сложностей возникнуть не должно. Новых справок или еще какой-то бумажной волокиты не предусмотрено. В уже существующие стандартные документы нужно будет внести несколько дополнительных позиций, но лишние сто нажатий на клавиатуре вряд ли принципиально изменят работу отрасли.

Но это то, каким мне видится новый порядок. Возможно, что на практике требования к обменным пунктам и кассам окажутся жестче. Или попросту не будет достаточной ясности по поводу того, как теперь следует оформлять операции. Вот тогда может получится традиционное «хотели как лучше, получилось как всегда». Никакой дополнительной прозрачности тогда надзорные органы не получат, зато потребители могут обнаружить неожиданные для себя проблемы.

Не хотелось бы также, чтобы новые требования открыли возможности для злоупотреблений на рынке. Сейчас обменные кассы работают в условиях жесточайшей конкуренции, которая идет на руку населению. Во-первых, таких пунктов много, и где-то обменять валюту можно всегда. Во-вторых, разница между ценой покупки и ценой продажи валюты в нашей стране исключительно низка. Более того, в обычном обменнике можно найти более выгодные цены, чем в рамках предложений крупнейших банков даже для привилегированных клиентов.

В случае, если количество игроков на рынке станет меньше все это удовольствие станет дороже. Обычные кассы будут держать более широким спред – то есть разницу между котировкой покупки и продажи. Конечно же, то же самое сделают и банки, так как альтернатив тогда будет меньше.

Кто-то может даже вспомнить международный опыт. Во многих европейских странах обменять валюту можно только заплатив за такую операцию как минимум процент, а если вам нужно срочно сделать это в аэропорту – то часто даже процентов 5-10%. Причем это не налог, а все та же разница между покупкой и продажей.

Но импортировать такой опыт мне почему-то совершенно не хочется. Для потребителя это прямой ущерб. А сдержать население от покупки долларов и евро в случае каких-то колебаний подобное удорожание операций не сможет. В конце концов, рынок – это очень совершенный механизм, и разница между покупкой и продажей итак сильно увеличивается в периоды нестабильности. Очереди, как мы знаем, короче от этого не становятся. А крупный капитал все равно делает все на бирже с минимальными спредами.

Ну и в завершение еще один важный пункт. Теперь при совершении обменных операций нужно предоставлять ИНН. И у многих закономерно появляется вопрос – означает ли это, что при продаже валюты нужно уплатить налог, разумеется, если валюта была куплена дешевле.

Само упоминание ИНН, конечно, не означает такого требования. По поводу уплаты налога на доходы от валютных операций в нашем законодательстве нет единого указания. Тут все опять будет вопросом практики. Но напомню: Минфин всегда был убежден, что физические лица должны самостоятельно уплачивать 13% от прибыли, полученной при купле-продаже валюты. Раньше Минфин просто был убежден, а теперь в его распоряжении окажутся ИНН всех лиц, проводящих данные транзакции. Полагаю, совершенно понятно, в каком направлении шагают нововведения. Но в новый год об этом лучше не думать.

Хороших праздников. И с наступающим вас!

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
3 вопроса про обмен

Поделитесь с друзьями: