Завтра состоится очередное заседание Европейского центробанка, на котором регулятор должен объявить о расширении программы монетарных стимулов. Это мероприятие можно назвать основным событием текущей недели для финансовых рынков. Итоги этого заседания определят дальнейшие перспективы европейской валюты, и наконец выяснится, созрели условия для более активного снижения курса евро к доллару в направлении паритета или же евровалюта будет продолжать свое сопротивление американскому конкуренту. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Григорий Бегларян
Вполне естественно, что постоянные монетарные стимулы со стороны ЕЦБ направлены на оживление экономики еврозоны, но при этом преследуют конкретную цель ограничить риски дефляции с помощью ослабления курса евро. И хотя руководство ЕЦБ категорически отрицает факт искусственного снижения стоимости евровалюты, действия регулятора говорят об обратном.
В данном случае надо иметь в виду, что против евро играет слишком много факторов, такие как замедление экономики, миграционный кризис, риски выхода Великобритании из состава Евросоюза, переговоры по греческому долгу, доходность суверенных облигаций и растущая обеспокоенность по поводу стабильности европейской банковской системы. Эти обстоятельства вроде бы облегчают для ЕЦБ локальные задачи, в частности ослабить курс евровалюты.
По крайней мере в период правления господина Драги на посту главы ЕЦБ (без малого 6 лет) регулятор провел уже 47 заседаний по вопросам денежно-кредитной политики, и по итогам 10 из них совет управляющих объявлял о значительных мерах поддержки экономики в виде разнообразных стимулов. При этом именно решения о денежных стимулах провоцировали снижение стоимости евро к доллару.
Другой вопрос, что в декабре прошлого года Европейский ЦБ уже намекал о дополнительных монетарных стимулах и по факту того заседания даже понизил процентную ставку по своим депозитам до -0,3%, (т. е. сделал еще более отрицательной). Однако участники рынка сочли тогдашние действия европейского регулятора не вполне "агрессивными", а курс евродоллар с того момента стал расти и только сейчас вернулся ближе к декабрьским уровням.
Таким образом, ключевая интрига предстоящего заседания ЕЦБ заключается в том, смогут ли финансовые чиновники убедить рынок в агрессивности очередных стимулирующих акций и добиться еще большего снижения курса евровалюты или мы снова увидим возобновление роста евро к доллару.
Если судить по курсу евро против доллара, инвесторы все-таки готовятся к очередному разочарованию. Во всяком случае в последние годы курс единой европейской валюты всегда являлся довольно точным индикатором настроений рынка: если игроки ждут новых мер стимулирования, то евро падает. Если же они считают, что действия ЕЦБ будут недостаточно масштабными, то курс валюты остается практически неизменным. В прошлом месяце евро потерял около 2% против доллара, но это произошло после сильного роста в начале февраля.
Нынешний настрой рынка на разочарование предстоящими действиям ЕЦБ вполне может стать союзником для господина Драги, но лишь в том случае, если его решения станут неожиданными для рынка. Если предположить, что ЕЦБ все-таки объявит о расширении объемов выкупа финансовых инструментов еще на 5-10 млрд евро в месяц (сейчас 60 млрд), этого может быть достаточно, чтобы обрушить курс евровалюты до прошлогодних минимумов и направить движение евро-доллар к паритету до конца нынешнего года. В противном случае, если мы не увидим подобных заявлений и ЕЦБ снова ограничится полумерами, есть смысл рассчитывать на возобновление роста евро к доллару, что будет означать дополнительные проблемы для Европейского ЦБ.
Иными словами, рост евро к доллару хотя бы на 5% приведет к возвращению риска дефляции, спровоцирует очередные потрясения на европейском финансовом рынке, вернет страхи по поводу состояния европейской банковской системы. Будем надеяться, что Европейский ЦБ извлек уроки из прошлых ошибок и прошлой нерешительности и на этот раз решится дать залп из всех орудий.