Американская валюта в последнее время никак не может определиться с направлением движения: то растет, то падает по отношению к валютам своих основных торговых партнеров, прежде всего евро. Да и нас интересует прежде всего именно это соотношение - евро/доллар. Об этом рассуждает в программе "Реплика" Александр Кареевский.
С долларом нас связывают нефтяные цены. А с Европой мы активно торгуем, ведем бизнес, отдыхаем там - конечно, заметно реже. Да и крупные сделки как частными, так и юридическими лицами совершаются в этих двух валютах. И часто участники таких сделок не могут определиться, что им предпочесть: зеленую бумажку или цветную - доллар или евро. Нужно сказать, что, несмотря вроде бы на сильные движения на Форексе, соотношение пары евро/доллар за последний год сильно не меняется.
Все происходит в диапазоне 1,05-1,15. В среднем курс крутится вокруг отметки 1,10, то есть евро дороже доллара на 10%. И, похоже, пока такое положение дел всех устраивает. Я имею ввиду глобальных игроков, которые и определяют в конечном счете положение дел на валютном рынке. А между глобальными игроками, как правило, существует некий консенсус. Партия сильного доллара не может победить тех, кто готов пожертвовать американской валютой ради завоевания мира, вернее, ради сохранения контроля над всем миром.
Сейчас поясню, что имеется в виду. Есть версия текущих событий на глобальном валютном рынке. И, скажу сразу, я ее считаю правдоподобной. Так вот, ситуация в мировой экономике после кризиса 2008 года сложилась так, что глобальной элите нужно выбирать. Или поддерживать экономику США и ее дальше развивать.
Делать на нее ставку в глобальной конкуренции. Или практически принести ее в жертву, чтобы сохранить контроль над миром в нынешнем виде. Сделать и то и другое уже не получается: не хватает ресурсов. От выбора той или иной стратегии будет зависеть и тактика по конкретной денежно-кредитной политике Федрезерва США. В одном случае ставку нужно повышать и продолжать политику, образно говоря, "пылесоса", которая ведется с 2012 года. Деньги с периферии капиталистической системы идут центр, в метрополию. Она уже привела к подорожанию доллара к другим валютам на 20% только за последние три года. В другом - нужно ставки снижать, возобновлять количественное смягчение. Сказать проще, запускать печатную машинку долларовую на полную катушку, как это было до 2014 года. И таким образом задабривать местные элиты, не давать им бунтовать. Ведь сейчас недовольство Штатами в мире вызвано и этим обстоятельством. Долларовая подпитка сильно оскудела, ведь деньги идут домой, в США.
Однако у той и другой стратегии есть свои проблемы и ограничения. В чем они - это отдельная тема для разговора. Но в последнее время противоречия между сторонниками двух концепций все больше обостряются. Особенно четко обозначились две группировки после дела бывшего главы МВФ Доминика Стросс-Кана, который был сторонником создания на базе международного валютного фонда центробанка центробанков. То есть создать некую наднациональную денежную единицу, которая бы заменила доллар в качестве мировой резервной валюты.
Сегодня эта идея в мировых СМИ не обсуждается, но, как известно, убить ИДЕЮ невозможно. Да и жизнь требует ответов на вопросы. Каким образом будет выздоравливать нынешняя мировая финансовая система? Проще говоря, что делать с долларом? Девальвировать его, как это было много раз в истории. Последний - 30 лет назад. И таким образом сохранять бакс финансовым гегемоном. Или идти путем создания нескольких валютных зон. В этой системе доллар становится одной из мировых резервных валют. Изоляционисты в США побеждают. При этом Америка строит свои международные отношения на другой, нежели сейчас, основе. Влияет на другие государства путем взаимовыгодных предложений, а не прямым диктатом, как это происходит сейчас. Однако для этого нужно повышать ставки и укреплять доллар, таким образом спасая финансовую систему США от краха. Ну, а остальной мир пусть сам как-то выкарабкивается и сам себя спасает. Конечно, это только приблизительная схема текущих глобальных финансовых проблем. Действительность гораздо сложнее. Необходимо продумать много промежуточных вариантов. А пока вопрос не решен, по какому пути идти, тот же Федрезерв ведет политику и вашим, и нашим. Он пытается балансировать между этими полюсами. Отсюда постоянные противоречивые заявления: то мы повысим ставку, то подождем.
Конечно, официальные причины чисто экономические: рабочие места, состояние рынков и так далее. Но на самом деле американский центробанк будет ждать итогов выборов в стране. Когда станет понятно, какая партия глобальной элиты одержала верх. И уже тогда строить свою финансовую политику по-настоящему. А пока будет и дальше много тумана. И от регулятора и дальше будут приходить противоречивые сигналы, так что валютным игрокам еще не раз придется понервничать.
Скорее всего, на мой взгляд, текущее соотношение главных валют сильно не изменится. Во всяком случае до того момента, когда не определится явный фаворит в президентской гонке в США. Поэтому запасаемся попкорном - и добро пожаловать на мировой политический спектакль на американской сцене!