Дорогие кредиты, падение спроса населения вынуждает российский ритейл биться за выживание. Сокращение расходов привело к самому резкому всплеску увольнений за всю историю российской розницы, чего даже не было в кризис 1998 г., а количество уволенных достигло второго по масштабам кризиса 2009 г.
"Анализ деловой активности в различных сегментах розничной торговли свидетельствует о сохранении слабого потребительского спроса со стороны населения, что по-прежнему определяет ограниченную востребованность товаров всех категорий", - отмечается в мониторинге за I квартал 2016 г. Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) по итогам опроса руководителей ритейла.
"Обращает на себя внимание резкое изменение ситуации на рынке труда в розничной торговле. Согласно результатам обследования по итогам I квартала зафиксирован самый мощный всплеск сокращений персонала за всю историю наблюдения за сектором (с 1998 г.)", - отмечается в исследовании.
Треть руководителей сообщили об увольнениях в своих организациях относительно IV квартала 2015 г.
"Баланс оценки изменения численности занятых снизился с -13% до рекордных -19%. Подобного провала показателя не наблюдалось даже в острый период кризиса 2009 г.", - отмечает НИУ ВШЭ.
Эксперты указывают что "учитывая рекрутинговые планы руководителей, во втором полугодии не ожидается позитивных коррекций и интенсивность высвобождения занятых, возможно, продолжится".
По наблюдениям НИУ ВШЭ, "растущие затраты, в том числе за счет роста цен у поставщиков товаров, низкий спрос, оставляют предпринимателям все меньше шансов сохранить бизнес от финансовых потерь, вынуждая прибегать к наиболее радикальным методам его оптимизации, заключающихся в высвобождении персонала и сокращении оплаты труда".
"Наблюдаемая тенденция очень серьезна т. к. косвенно указывает на депрессивность планов относительно будущего краткосрочного развития своих организаций. Учитывая текущие и прогнозные оценки предпринимателей, перспективы принципиального улучшения состояния делового климата во II квартале 2016 г. весьма сомнительны в связи с отсутствием весомых точек роста", - прогнозируют в НИУ ВШЭ.
По оценкам НИУ ВШЭ, деловая активность в различных сегментах розничной торговли, свидетельствует о сохранении слабого потребительского спроса со стороны населения, что по-прежнему определяет ограниченную востребованность товаров всех категорий.
Особенно ярко данная тенденция традиционно превалировала в "непродовольствии". На фоне непродовольственных продаж в относительно лучшем состоянии оставался рынок "продовольствия".
Несмотря на замедление темпов отрицательной динамики состояния делового климата в розничных организациях, значения основных показателей торговой деятельности оставались в зоне исторических минимумов.
Острота реагирования руководителей торговых организаций на снижающийся спрос продолжила превалировать среди негативных оценок развития торгового процесса. Так, 55% респондентов сообщили о неизменности ситуации с заказами на поставку товаров по сравнению с IV кварталом 2015 г., а практически треть отмечали их уменьшение.
При этом большинство опрошенных руководителей ритейла (53%) чаще всего указывали на "недостаточный платежеспособный спрос" как на главенствующую проблему для их бизнеса.
На фоне мощного влияния негативной тенденции, характеризующей востребованность товаров, предпринимательские оценки свидетельствовали о сокращении объемов продаж и в целом товарооборота: в I квартале снижение указанных показателей констатировали 35 и 40% опрошенных руководителей соответственно.
Анализ финансово-экономического положения розничных организаций указывает на локальный кризис, обогащенный неблагоприятными монетарными и инфляционными параметрами.
В I квартале 2016 г. предприниматели негативно характеризовали сложившуюся финансовую ситуацию в своих организациях, хотя и в несколько меньшей степени, нежели кварталом ранее.
В частности, 42% респондентов сообщили, что ситуация с прибылью в организациях относительно IV квартала не изменилась, а 38% констатировали ее дальнейшее уменьшение. Баланс оценки изменения показателя в I квартале составил -18% против -27% в предыдущем (-18% в I квартале 2015 г.).