InvestFuture

Китайский туризм сулит новые точки роста

Прочитали: 61

Бурно развивающийся китайский туризм способен стать значимой точкой роста как для собственной, так и для мировой (а также российской), экономики. В том случае, если заинтересованным сторонам удастся преодолеть связанные с ним болезни роста.

Миллиардные потоки Состоявшаяся на этой неделе первая Всемирная конференция по развитию туризма неслучайно прошла именно в Пекине. "Сегодня Китай - одна из тех стран, в которых туризм развивается наиболее быстро… Китай - на первом месте в мире по объему внутреннего и выездного туризма, а также средним расходам туристов за рубежом", - рассказал глава госуправления по делам туризма КНР Ли Цзиньцзао.

В 2015 г. туристические потоки в Китае увеличились на 10,5% до 4,1 млрд человек, причем на внутренний пришлось 4 млрд. Общая выручка от реализации туристических услуг выросла на 13,4% до 4,13 трлн юаней ($1 - 6,5 юаня), а инвестиции в туриндустрию повысились на 42% до 1,7 трлн юаней.

По прогнозам к 2020 г. внутренний турпоток вырастет до 6,8 млрд, а выездной -- превысит 200 млн человек, объем соответствующих инвестиций достигнет 3 трлн юаней. По оценке Всемирной туристической организации, к 2020 г. Китай выйдет на первое место и по объему въездного туризма. В прошлом году Поднебесную посетило 133 млн иностранных туристов, валютная выручка составила $113,6 млрд (второй результат в мире). И в целом в 2015 г. китайская туриндустрия обеспечила шестую часть от общего вклада туризма в мировую экономику ($1,14 трлн из $7,86 трлн) и одну четвертую часть от общего числа рабочих мест в данной сфере (79,11 млн из 284 млн).

К 2020 г., напомнил "Вести.Экономика" старший научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Сергей Луконин, в Китае запланировано удвоить ВВП. С учетом этой задачи в 2016 г. темпы экономического роста, очевидно, составят 6-6,5%. Но если выход на предполагаемые уровни затормозится, власти, изначально воздерживавшиеся от форсирования госинвестиций с целью решения актуальных проблем экологии, перепроизводства и т.п., активизируют инвестирование экономики, уточнил Луконин. В I квартале 2016 г. ВВП КНР вырос на 6,7% в годовом выражении против 6,8% в IV квартале прошлого года.

На фоне заявленных первоочередных задач перспективная туристическая сфера в Китае пока не обозначена в числе ключевых точек роста, хотя для ее развития делается многое, констатировал заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. Собственно, подчеркнул он, целенаправленной поддержкой туротрасли китайские власти занялись лишь в 2008-2009 гг.

Баулы с Prada Между тем, указал Маслов, если ранее на китайском направлении наблюдался бум и многие иностранцы хотели увидеть страну со столь быстро растущей экономикой и на месте ознакомиться с ее достижениями, то на сегодня ажиотаж спал. К тому же многие зарубежные туристы уже проехали по предусмотренным для них здесь традиционным туристическим маршрутам. А новые зачастую не достаточно адаптированы под запросы приезжих. И нередко хозяева предлагают гостям не то, что они хотели бы посмотреть.

Таким образом, чтобы далее успешно развивать туриндустрию, китайцам понадобится перестроить ее с учетом новых задач, сформулировал заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ.

Пока же из-за того, например, что китайские туроператоры весьма неохотно привлекают зарубежных специалистов, в различных объявлениях и рекламных текстах, подготовленных для приезжих, встречается немало анекдотических несуразиц. Да и сами китайцы нередко выглядят за рубежом не лучшим образом: шумят, мусорят и сорят деньгами (подобно тому, как это делали многие "новые русские", выбравшиеся в мир в 90-х гг.).

Впрочем, в течение ближайших 3-5 лет, предположил Сергей Луконин, путешествующая китайская публика, очевидно, адаптируется к зарубежным реалиям. А пока для активно осваивающих заграничные просторы представителей китайского среднего класса (в их числе и разбогатевшие жители внутренних сельских провинций) многое представляется в новинку, как, допустим, и возможность покупать в иностранных бутиках брендовые товары, которые дома стоят значительно дороже. А потому на самых дорогих улицах Токио, к примеру, нередко можно увидеть китайцев с памятными "челночными" клетчатыми баулами, доверху забитыми люксовыми Prada и Gucci.

По данным Всемирной туристической организации, начиная с 2004 г. китайцы ежегодно наращивают свои расходы за рубежом более чем на 10%, а по итогам минувшего года увеличились на 25% до $292 млрд. В среднем китайский турист сегодня готов потратить за границей до $3 тыс., что делает его желанным гостем также и в России

"Красный" туризм И если на фоне нынешнего экономического кризиса количество россиян, выехавших за девять месяцев прошлого года в Поднебесную, по сравнению с 2014 г. уменьшилось более чем вдвое до 285 тыс. человек, то число китайских туристов в России, по оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), напротив, увеличилось с 358 тыс. до 583 тыс. По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, в значительной мере привлечению гостей из Китая способствовало ослабление рубля. Причем, помимо традиционных поездок в столицы и приграничные регионы, среди китайцев также весьма популярны теперь маршруты по ленинским местам.

При этом среди приезжих из Поднебесной все более востребованными становятся групповые безвизовые поездки: на их долю приходится до 80% от общего числа (пару лет назад – до 72%), сообщила исполнительный директор туристической Ассоциации "Мир без границ" Светлана Пятихатка. По ее прикидкам, безвизовый поток, в прошлом году составивший 537 тыс., в 2016 г. способен увеличиться до 800 тыс., тогда как общий турпоток из Китая, возможно, дорастет до миллионной планки. В I квартале этого года зафиксирован рост на 47%.

Дальнейший потенциал роста представляется огромным, с учетом того, что пока на Россию приходится лишь 1,1% от ожидаемого в этом году показателя по выездному китайскому туризму в 130 млн. Нарастить "российскую" долю можно было бы и за счет китайцев, пока предпочитающих путешествовать по своей стране: на одного выезжающего за рубеж там приходится до 33 "внутренних" туристов (при аналогичном соотношении 1 к 2 в России), оговорила Светлана Пятихатка.

Поспособствовать привлечению туристов из Поднебесной в соседнюю Россию, являющуюся для них ближайшим европейским государством, также призвана запущенная в 2015 г. специальная программа "Дружественные Китаю". Ею, в частности, предполагается адаптация местных туристических объектов под запросы китайских туристов, с тем чтобы в отелях, скажем, была предусмотрена навигация на китайском языке, а также имелись ориентированные под вкусы гостей завтраки вкупе с непременными чайниками и тапочками в номерах. Попутно, к слову, приезжим из Поднебесной следует разъяснять и правила, которых им надлежит придерживаться в стране проживания. "Китайцы - дисциплинированный народ, И если, к примеру, повесить табличку на китайском языке о том, что нельзя курить, они прислушаются", - пояснила исполнительный директор "Мира без границ".

Однако существенно расширить границы китайского мира в России пока мешают множественные издержки, вроде слабой инфраструктуры и отсутствия подготовленных кадров в стране или сохраняющегося дефицита рекламной информации в китайском интернет-пространстве. Весьма негативно, полагает Алексей Маслов, также сказывается и то обстоятельство, что фактически туристические группы из Китая формируются и прокатываются по России китайскими туроператорами. В результате они же и получают основной доход.

Очевидно, что без преодоления всех этих болезней роста внушительные по потенциалу китайские турпотоки не смогут стать значимой точкой роста для российской туриндустрии.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Китайский туризм сулит

Поделитесь с друзьями: