InvestFuture

СНГ: смена правительств на фоне обострения проблем

Прочитали: 43

Одновременные кадровые перестановки в руководстве Армении, Казахстана и Узбекистана стали сигналом обострения политической и экономической нестабильности на постсоветском пространстве.

8 сентября 2016 г. в Ереване, Астане и Ташкенте одновременно сменилось высшее руководство: в Армении и Казахстане были названы новые главы правительств, в Узбекистане был назначен новый временно исполняющий обязанности президента после смерти Ислама Каримова.

При определенной разнице в деталях смены власти в каждой из этих стран основной причиной перестановок стало ухудшение макроэкономической ситуации, рост социальной напряженности и обострение рисков безопасности в регионе.

Довольно серьезную негативную роль сыграло ухудшение макроэкономической ситуации в России, усугубившее собственный экономический кризис в странах Союза независимых государств, а также вполне очевидные попытки раскачать ситуацию извне.

Армения 8 сентября 2016 г. проработавший два с половиной года (с апреля 2014 г.) на должности премьер-министра Армении Овик Абрамян объявил об уходе в отставку, объяснив свое решение необходимостью создания нового правительства для консолидации общества:

"Я решил подать в отставку и предоставить президенту возможность сформировать новое правительство. Надо дать шанс новому правительству консолидировать общество. Для решения экономических и социальных задач нам необходимо объединить усилия общества и правительства".

Новым председателем правительства стал топ-менеджер "Газпром Межрегионгаза", бывший мэр Еревана Карен Карапетян.

Ряд экспертов уже отметили, что тем самым было фактически реализовано обещание президента Армении Сержа Саргсяна, заявившего о необходимости создания правительства "национального согласия":

"На нынешнем этапе нашей целью является также формирование власти национального согласия, в котором проведение решений будет происходить в поле ответственности широкого согласия. Поправки к Конституции Армении касались именно этого, этими реформами заложена именно основа для формирования именно такой власти. Правительство национального согласия не для того, чтобы не нашедший себя смог пробраться к какому-либо креслу, а для того, чтобы распределить и разделять максимально широкую политическую ответственность. С уверенностью настаиваю, что уже через несколько месяцев у нас будет такое правительство, именно такая власть".

В 2014 г. в Армении, как и во многих других странах СНГ, началось заметное ослабление курса национальной валюты. После ряда антикризисных шагов властей, в частности увеличения тарифов на электроэнергию, летом 2015 г. в стране прошли акции протеста. В 2016 г. в Ереване также произошел захват вооруженными людьми здания в центре Еревана, а также полицейского участка в г. Эребуни.

Весной 2016 г. на фоне резкого охлаждения отношений России и Турции было также зафиксировано наиболее сильное за последние годы обострение Нагорно-Карабахского конфликта.

Отставку премьер-министра Армении на фоне сложившейся ситуации уже назвали "попыткой успокоения" протестных настроений и проведения реформ.

Казахстан 8 сентября 2016 г. премьер-министр Казахстана Карим Масимов был отправлен в отставку указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Новым главой правительства Казахстана был назначен первый вице-премьер правительства Бакытжан Сагинтаев.

При отсутствии аналогичных произошедших в Армении протестных акций социально-экономическая ситуация в Казахстане за последние годы также стала заметно более напряженной. На фоне падения сырьевых доходов власти страны были вынуждены перейти к плавающему курсу национальной валюте, произошло заметное ослабление тенге.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что текущий кризис является более серьезным, чем предыдущие:

"Во-первых, низкие цены на нефть и металлы, по мнению экспертов, могут сохраниться в течение 5 лет. Во-вторых, доступ развивающихся стран к инвестициям и капиталу будет значительно ограничен. И, в-третьих, сжимается рынок сбыта казахстанской продукции из-за слабого спроса со стороны наших основных партнеров, прежде всего России и Китая.

Наступает время сложной интеллектуальной работы, когда будут проверяться качества каждого министра, каждого участника экономической политики страны. Нынешний кризис является секторальным, затрагивая практически все промышленные предприятия Казахстана. Такого у нас не было, поэтому это требует совсем других подходов. Уверен, что мы выйдем из этой ситуации, так же как это происходило и раньше".

Назарбаев: мы не допустим "украинского сценария" Назарбаев: в Казахстане готовили "цветную революцию" В Казахстане также было отмечено обострение террористических рисков. До произошедшего 5 июня 2016 г. теракта в г. Актобе президент Казахстана заявил о том, что Казахстан не пойдет по пути Украины и не даст кому-либо воспользоваться экономическим кризисом в стране:

"Сейчас время непростое. Казахстанцы не хотят украинских событий, я это знаю, пусть все слышат, а кто хочет сюда принести, мы примем самые жестокие меры – и не говорили потом, что я не предупреждал. Этот вопрос выживаемости нации в сложных условиях в новой глобальной реальности. Мир нас ждать не будет. Пока не наговоримся, не намитингуемся, мир уйдет вперед, ждать никто нас не будет, мы останемся в хвосте. Сейчас государство должно разработать карту действий, и во многом эта будет работа над ошибками.

Мы знаем, что есть много людей, которые от него пострадали, потеряв работу или часть доходов. Такие люди есть в любом обществе. Хочу предупредить всех казахстанцев – быть бдительными, не позволить расшатать нашу стабильность и уважение друг к другу. Со своей стороны хочу сказать, что мы никому не дадим воспользоваться кризисом, для того чтобы подорвать мир и стабильность в нашем общем доме. Каждый, кто будет нарушать правопорядок, ответит по всей строгости закона. Укрепление спокойствия в обществе – дело каждого гражданина, всех общественных организаций, всех казахстанцев".

Узбекистан 8 сентября 2016 г. на совместном заседании верхней и нижней палат парламента Узбекистана премьер-министр Узбекистана в должности временно исполняющего обязанности президента страны был утвержден Шавкат Мирзияев. До этого он с 2003 г. был премьер-министром Узбекистана.

Он был назначен врио президента после смерти Ислама Каримова, занимавшего пост президента Узбекистана с 1991 г. После ухода Каримова Узбекистан столкнулся с неопределенностью. Многие отмечают, что процесс смены элит в стране сопряжен с серьезными рисками.

Кроме того, Узбекистан по-прежнему остается закрытой в экономическом плане страной, не являясь членом ни Евразийского экономического союза, ни ВТО. За последние годы объемы денежных переводов узбекских мигрантов из России в Узбекистан неуклонно снижались, экономический кризис только усилил данную тенденцию.

Рост политико-экономической нестабильности среди данных стран отчасти является промежуточным итогом того пути, который они прошли за годы с момента распада СССР.

Новый интеграционный формат Евразийского экономического союза сам по себе не является панацеей от всех социально-экономических проблем в условиях замедленного роста мировой экономики и резкого падения стоимости сырьевых активов.

При этом сотрудничество стран в форматах ОДКБ и ШОС также не может гарантировать полного отсутствия террористических рисков.

Произошедшая смена руководства в Армении, Казахстане и Узбекистане, по многим оценкам, не приведет к какому-либо ухудшению отношений этих стран с Россией, которая заинтересована в стабильной ситуации на Кавказе, в Средней Азии и других постсоветских республиках, настроенных на сотрудничество, а также в расширении Евразийского экономического союза.

Схожих позиций в плане сохранения стабильности и развития экономического сотрудничества также придерживается и Китай, который выступает с проектом Нового Шелкового пути (хотя при этом в определенной степени и конкурирует с Россией за влияние в регионе).

В этой ситуации одним из основных рисков для правительств не только Армении, Казахстана и Узбекистана, но и других бывших республик СССР, являются целенаправленные действия третьих стран по "продвижению демократии".

Современная история содержит вполне достаточно примеров, когда на фоне обострения социально-экономических проблем протестные акции при внешней поддержке перерастают в кровавые вооруженные конфликты, не имеющие ничего общего с демократией или улучшением социально-экономического положения населения.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
СНГ: смена правительств

Поделитесь с друзьями: