О реформах пенсионной системы, валютном резидентстве и изменениях в системе ОСАГО рассказал на Московском финансовом форуме заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
- Алексей Владимирович, здравствуйте. Начну с того, что сегодня (23 сентября - прим. ред.) Министерство финансов будет презентовать модернизированную накопительную часть пенсии. В чем суть этой модернизации, на какие важные моменты стоит обратить внимание?
- Около трех лет идет реформа накопительной части. В принципе, сейчас та часть реформы, которая связана с совершенствованием институтов накопительной части и обязательного пенсионного страхования, подходит к своему завершению. Основными элементами этой реформы были акционерные пенсионные фонды, ведение системы гарантирования, ужесточение надзорных мероприятий, в результате которых осталось, в конечном итоге, примерно в три раза меньше фондов, чем раньше предлагали эту услугу, что собственно, на мой взгляд, нормально. Потому что только наиболее надежные фонды должны предлагать услугу по обязательному пенсионному страхованию. И сейчас с учетом особенно того, что, как вы сегодня уже слышали, предлагается в проекте бюджета, который сейчас готовится к внесению, еще на три года продлить заморозку. То есть если такой бюджет будет принят, то мы говорим про заморозку на шесть лет. Соответственно, встал вопрос об источниках пополнения.
Собственно говоря, мы давно экспериментировали с разными элементами софинансирования со стороны граждан с тем, чтобы сделать эту систему более "своей" для граждан. И была, вы знаете, система софинансирования, которая оказалась не очень удачной. И анализ вот этой вот системы софинансирования, почему она оказалась не очень удачной, показал, что мало дать гражданам возможности платить в эту систему самостоятельно, еще надо дать гражданам ощущение собственности вот этого всего. Поэтому мы ее называем даже уже не пенсионными накоплениями сейчас в наших предложениях, а пенсионным капиталом. То есть права граждан по распоряжению этими деньгами - как после выхода на пенсию, так и до выхода на пенсию - будут кардинально расширены. То есть граждане получат значительно больше возможностей для управления этой пенсионной системой.
Будут уточнены все налоговые льготы, которые будут представляться в рамках этих предложений, только в тех пенсионных планах, которые носят накопительный характер. Потому что сейчас любой пенсионный план, не важно, солидарный или вообще не пенсионный план, может, там вычет предполагается. Мы предлагаем эти вычеты давать только там, где действительно есть накопительный пенсионный реальный план. И целый ряд предложений, которые связаны с решением вопроса заключения договоров между гражданами и пенсионными фондами. Это вообще вопрос для обсуждения пока еще, но здесь мы планируем повысить роль работодателя при определении гражданином того, с каким пенсионным фондом он работает. Как один вариант рассматривается возможность коллективного договора, есть еще некоторые другие варианты. Но так, чтобы три элемента системы: работодатель, гражданин и НПФы - видели эту систему не как некую государственную квазиналоговую штуку, которой можно немножко управлять, а как именно накопительную систему в полном смысле этого слова, которая дает гражданам сбережения, капитал, - как я уже сказал, в наших предложениях мы это называем "пенсионный капитал", - для того, чтобы дать возможность гражданам действительно этими деньгами реально управлять.
- Как относитесь к критике со стороны оппонентов? Ну, во-первых, традиционно социальный блок правительства выступает, критикуя все то, что предлагают Минфин и Министерство экономического развития. Мы в данном случае о Минфине говорим. И какие у них аргументы, к которым вы, допустим, прислушиваетесь?
- Вы знаете, мы достаточно плотно работали с некоторыми представителями социального блока. Надо сказать, что сейчас пока это не пошло на официальное согласование в правительство. То есть это только пока совместное предложение Министерства финансов и Центрального Банка. Но, естественно, в рабочем порядке проработка производилась. И собственно говоря, один из видных представителей социального блока - Юрий Викторович Воронин - свою точку зрения тоже выскажет. Но целый ряд вопросов, которые поднимались в процессе обсуждения, мы, конечно, постараемся в наших предложениях учитывать. Это, в первую очередь, вопрос юридического оформления отношений между гражданином и пенсионным фондом. Второе - это роль или необходимость создания центрального администратора, независимого. Опять же, не ПФРа, а именно независимого частного центрального администратора, который опять же в большей степени служил бы гражданам. Я извиняюсь, коллеги из ПФРа пусть не обижаются, но они сами были против того, чтобы эта функция исполнялась бы ими. То есть это как раз вот независимый частный - там любая форма собственности, может быть, это будет даже некоммерческая организация, не важно. Этот вопрос пока еще не прорабатывался. Но такого рода услуга для граждан будет обеспечивать независимую и при этом высококачественную с точки зрения уровня сервиса сверку того, что граждане накопили, в каком состоянии их счет, в каком пенсионном фонде человек находится. И в случае, если возникнут разбирательства, то это будет, как выразился один мой коллега по обсуждению, финальной версией правды.
- Интересная версия. Придется ли преодолевать, скажем так, недоверие к новой модели? Потому что периодическое изменение правил игры рано или поздно может девальвировать даже очень хорошую идею. Ожидаете ли вы это? И что говорят участники рынка, я имею в виду негосударственные пенсионные фонды, у них есть вопросы к новой модели?
- Вы знаете, мы, собственно говоря, такое широкое обсуждение еще не начали и даже обсуждения внутри правительства, которые обязательно пройдут. И конечно, с социальным блоком в том числе будет активное обсуждение. Министерство экономического развития тоже будем приглашать к обсуждению. Они получат эти все предложения официально. Соответственно, будут иметь возможность по ним официально высказаться. И то же самое относится и к нашим процедурам открытого правительства, когда все эти предложения будут размещаться на сайтах и будут эти все процедуры происходить. Поэтому, конечно, широкая общественность, в самом широком смысле этого слова: любой человек сможет написать свою точку зрения по этому поводу, как это обычно у нас заведено в рамках открытого правительства, все эти точки зрения будут отрабатываться.
Но если говорить про пенсионные фонды, то здесь главный вопрос, и вообще, что касается доверия, то главное, конечно, первое, это то, что действительно, к сожалению, у нас пенсионное законодательство часто меняется. Есть определенная с этим проблема. Лучше, конечно, законы, в особенности пенсионные, не менять десятилетиями. Но у нас пока только свежая система. Может быть, когда этой системе будет лет 50, тогда, может быть, она и будет устоявшейся. Пока мы примерно с 2002 года находимся, ну, если можно так сказать, в постоянном поиске эффективной модели как управления, так и институтов, так и финансового взаимодействия внутри этой модели между тремя участниками – государство, пенсионные фонды и работники с работодателями - четырьмя, получается.
Что касается позиции НПФ, то здесь, что хотел уточнить, это предложение - это не вместо старой системы. Это то, что мы всегда нашим партнерам по обсуждению говорим, что это не вместо старой системы, это в дополнение к старой системе. Это именно модернизация накопительной части, внедрение в нее новых элементов, в том числе элементов финансирования состояния граждан в новом виде. В том виде, в котором, нам кажется, этот элемент будет намного более эффективным. Если бюджетная ситуация сложится таким образом, что вот этот вот поток можно будет восстановить, то очень хорошо. Новое предложение никаким образом этому не будет препятствовать. Вот это главное, что мы сейчас объясняем нашим коллегам из пенсионных фондов.
- Я надеюсь, еще будет обсуждение этой темы в публичном пространстве, и нам бы очень хотелось, чтобы оно прошло успешно. Потому что реформа, на наш взгляд, правильная. И здесь все равно остается несколько вопросов, но они, правда, по другим темам. Я бы спросил у вас и о такой в последнее время актуальной теме, как валютный контроль. Много предложений и спекуляций на эту тему раздается. Какова позиция Министерства финансов?
- Одной из публичных целей Министерства финансов на 2016 год является ужесточение валютного контроля с точки зрения пресекания незаконных операций. Но при этом либерализация для тех граждан, которые проводят законные операции и при этом страдают от избыточного регулирования. То есть сейчас это некое такое сито, которое ловит всех. И вот мы стараемся от этого отойти, с тем, чтобы оно ловило только тех, кого надо. А тех, кого не надо, сильно не беспокоило.
Целый ряд сейчас законопроектов идет по первой части, по ужесточению. В частности, этот законопроект, который предлагает обязанность кредиторов, если кредит предоставляется за границу, по введению обязательства возврата, и предусматривается наказание за невозврат. Еще целый ряд других лазеек, которые мы закрываем, которые помогут нам настоящих жуликов вылавливать. Что касается второй части, то мы подготовили ряд предложений, которые мы предварительно обсудили с заинтересованными ведомствами, которые позволят законопослушным гражданам, которые действительно проживают за границей, по сути являются жителями иностранных государств, но при этом не хотят отдавать российское гражданство и, таким образом, должны соответствовать российским законам в части, во всяком случае, валютного контроля. Для них мы хотим предложить несколько более либеральное законодательство.
В чем? Первое - это статус резидентства. Сейчас человек, который хоть 20-30 лет назад уехал из России, но при этом имеет до сих пор российский паспорт, приезжает на один день в Россию, становится резидентом. Соответственно, у него сразу вводятся ограничения в части его счетов, которые он имеет за границей. А он уже даже и забыл, что у него счета, он должен по ним куда-то отчитываться, он их открыл 15 лет назад и живет, об этом не зная, никак не ведая. Вот он приезжает, а в следующий раз его тут по рукам и ногам вяжут, говорят, что друг мой, вот ты нарушил у нас как нормативы по отчетности, так и с точки зрения тех операций, которые можно или нельзя проводить на этих счетах для именно российских валютных резидентов.
Поэтому уточнение понятия валютного резидентства, которое будет по нашему предложению строиться примерно так же, как строится сейчас налоговое резидентство. То есть гражданин, у которого есть российский паспорт, по умолчанию считается резидентом, но по истечении периода, года, гражданин может точно так же доказать, что он не является налоговым резидентом, доказать, что он не является валютным резидентом. Как это доказать? Показать, что человек провел за границей больше девяти месяцев. (Срок - прим. ред.) может обсуждаться: может быть 9 месяцев, может быть 10 месяцев, это не суть. Но смысл в том, что гражданин преимущественно, причем даже не полгода, а именно преимущественно живет за границей. Это первое. Таким образом, мы людей, которые работают долгие годы за границей и приезжают сюда в отпуск, на каникулы, какие-то выходные, может быть, мы в общем-то, не будем охватывать вот этим законодательством, потому что происхождение их денег иностранное, и они, естественно, могут с ними за границей делать что хотят. Это первое. Второе. Для граждан, которые все-таки, несмотря на изменения, остались валютными резидентами, мы хотим разрешить дополнительные операции. Это операции, связанные с зачислением на счет за границей доходов от продажи недвижимости и доходов от продажи транспортных средств. Сейчас гражданин, который, допустим, выезжает на лето, я не знаю, куда-нибудь, в какое-нибудь недалекое государство и имеет там какую-то недвижимость, имеет там счет, и вот, допустим, он решил продать автомобиль или там моторную лодку. Сейчас он должен деньги зачислить на счет в России, только потом вернуть обратно. Мы считаем, что это не очень правильно. Смысла в этом особенного нет. И предлагаем вот это разрешить. То же самое относится к недвижимости.
- Очень интересные начинания. Тема санации банков и вот той дискуссии, которая между Минфином и Центральным Банком происходит, тут в нее вмешался Международный Валютный Фонд, который со своими предложениями выступил. Как вы комментируете и как вы оцениваете предложения МВФ по этому вопросу?
- Вы знаете, я, честно говоря, внимательно еще не имел возможности их изучить. Мы, конечно, изучим, и Центральный Банк тоже изучит. Но здесь, конечно, мы должны принимать решения, исходя из нашей национальной целесообразности. Мы не являемся заемщиками МВФ, поэтому мы, естественно, изучим их позицию. Если там есть рациональные предложения, конечно, я думаю, что мы их используем. Но, конечно, здесь решение, я думаю, что в конечном итоге будет приниматься, исходя из того, что для Российской Федерации, для ее граждан будет наиболее приемлемым. Нам кажется, те предложения, которые мы сейчас разрабатываем, несмотря на определенную критику МВФ, являются наиболее правильными для обеспечения стабильности банковской системы, соответственно, защиты интересов граждан как кредиторов этой самой системы.
- И последний вопрос, наверное, все автомобилисты меня поддержат. В общем, пора снижать стоимость ОСАГО, и в этом направлении определенные подвижки ожидаются, и здесь спасибо Минфину. Когда стоит ожидать?
- Все-таки вопрос тарификации очень сложный. Мы действительно говорили о том, что у нас будет целый ряд предложений по изменению тарификации. Но мы сейчас приняли решение о разделении законопроекта на две части. Один, который пойдет, что называется фастреком. Там вещи, которые не вызывают особенных споров. Причем споры идут не по сути предложений, а скорее по тому, как их оформить и как правильно сделать, чтобы не было злоупотреблений и чтобы это не привело к противоположным последствиям, чем то, что предлагалось.
И второй законопроект, в котором разногласий нет, текст которого был согласован между нами и Центральным Банком вчера окончательно. Уже сейчас начнется его активное общественное обсуждение. И в том числе и с индустрией, и с гражданами. И суть предложения заключается в том, чтобы, как правило, граждане будут направляться на ремонт. Это первое. И ответственность за качество ремонта будет нести страховщик. И здесь у нас даже были идеи о том, что давайте запишем какие-то требования к договору между страховщиком и сервисом. Но потом мы выступили против. Потому что все-таки рыночные отношения должны подсказывать страховой компании, что если она несет ответственность, она должна таким образом прописать свои требования к станциям технического обслуживания, чтобы потом эти возможности предъявлять в случае некачественного ремонта.
Это первое, ответственность будет нести страховщик. Потому что, вообще говоря, у нас с вами как у автомобилистов, отношения не со станцией техобслуживания, а со страховой компанией. Поэтому это она нас сюда направила. Если ремонт некачественный или не в срок, значит, я должен иметь возможность предъявить свои претензии к страховой компании. Это, как правило, направление на ремонт, а не деньгами. Только в исключительных случаях мы предлагаем разрешить компенсации деньгами. Список этих случаев будет уточняться. Но в целом, это может быть (разрешено, если - прим. ред.) ближайший сервис на данный автомобиль в 500 километрах, условно говоря. Ну, и так далее. Раритетные автомобили и так далее, и тому подобное. То есть какие-то вещи, когда это не практично направлять на ремонт. Первое.
Второе. Это ответственность страховой компании за качество и сроки сервиса, этого ремонта. Третье: мы предлагаем ввести - это уже тема не закона, а скорее подзаконного акта Центрального Банка - в заявление, чтобы страховая компания сразу показывала перечень станций техобслуживания, и гражданин мог бы галочкой выбирать либо все из этих, либо какой-то один или два сервиса, которые ему нравятся. В случае если сама компания разрывает отношения с этим сервисом, то гражданин, который заключал договор со страховой компанией, исходя из того, что его будут ремонтировать там, будет иметь право досрочно расторгнуть полис и получить остаток премии за период, который он не использовал. Таким образом будет некая защита от манипулирования страховыми компаниями направлений, на какой сервис направлять. То есть гражданин будет видеть, на какие сервисы будут направлять. Он будет иметь возможность сказать, что только на этот. Если не можете на этот, тогда возвращайте мне деньги. Третье.
Это уже четвертое будет. Это, что будет право у Центрального Банка наказывать компании, которые поведенчески себя плохо ведут, там большое количество жалоб, наказывать и запрещать направлять на ремонт. То есть таким образом они не смогут исполнять функцию, которая будет по основному закону базовой. Кроме этого предлагается еще ряд нововведений, это уточнение положений по "Зеленой карте" с тем, чтобы все-таки граждане больше покупали российские полисы "Зеленая карта", а не иностранные при пересечении границы. И то же самое касается других автомобилей иностранных государств.
Следующее. Предлагается увеличить предельный лимит по Европротоколу. Мы видим сейчас, что по регионам где-то тренд очень положительный. В ряде регионов до 60% через Европротокол оформляется. Но люди боятся, люди не знают точно, сколько стоит бампер, фары, допустим, и поэтому на всякий случай вызывают агентов и создают пробки, и сами ждут часами, пока со всем этим разберутся. Поэтому предлагается за пределами тех четырех субъектов Российской Федерации, где уже предельный - это Москва и область, Петербург и область - во всех остальных регионах поднять с 50 до 100 тысяч. И еще целый ряд нововведений, которые, с нашей точки зрения, сделают систему значительно более удобной для граждан.
Что касается других предложений, о которых мы говорили, это полисы разного объема покрытия, долгосрочные полисы, наши предложения в части тарификации. И от этих идей мы не отказываемся. Мы будем их дальше продвигать. Но мы просто решили, что, поскольку мы, скорее всего, не успеем выйти с согласованным и грамотным текстом по этим вопросам в течение ближайших нескольких недель, что требуется для того, чтобы законопроект мог быть принят в осеннюю сессию, то мы их разделим на две части и будем все уже другие нововведения дорабатывать и уже планировать к внесению в Государственную Думу ближе к весне.
- Я желаю вам успехов, чтобы все эти начинания активно продвигались, очень правильные начинания. Спасибо.
- Спасибо вам.