Экономика США сильно рискует, если избранный президент Трамп сдержит свои протекционистские обещания. После выборов и большую часть своей кампании Трамп обещал провести радикальные изменения в торговой системе США и миграционной политике, пригрозив ввести высокие тарифы на импорт из Китая и сильно сократить налоги.
На прошлой неделе надежды на внезапный всплеск инфляции упали, однако доходность 10-летних казначейских облигаций США выросла примерно на четверть со дня выборов. Более того, фондовые рынки достигли рекордно высокого уровня.
Тем не менее более чем две трети из 70 аналитиков, опрошенных Reuters, заявили, что протекционистская политика Трампа оказалась самой большой угрозой для крупнейшей экономики в мире в этом году.
"Нет сомнений, что возглавляет список рисков понижение возможности реализации риторики, направленной против свободной торговли, - заявил Джим О'Салливан, известный своими прогнозами по экономике США на 2016 г. - Я думаю, что новая администрация сможет предпринять это".
Сильный доллар, который достиг 14-летнего максимума в начале этого месяца и близок к росту на 6% после избрания Трампа, создает дополнительный риск.
Беспокойство по всему земному шару из-за конфронтационного стиля Трампа и укрепления доллара, вероятно, станет ключевой темой среди политических и бизнес-лидеров на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Радикальное снижение налогов для юридических и физических лиц, а также перспектива некоторых расходов на инфраструктуру, также не оживляют перспективы экономического роста в США, который, по словам Трампа, должен составить 3,5%.
Более 80% опрошенных ответили "нет", когда их спросили, подходящее ли сейчас время для таких агрессивных снижений налогов, учитывая, что экономика близка к полной занятости. В декабре уровень безработицы составил 4,7%.
По последним оценкам, рост ВВП замедлился до 2,2% в IV квартале по сравнению с 3,5% в III квартале.
В 2017 г. экономика, по прогнозам экономистов, будет расти с 2,1% до 2,5% ежеквартально, что всего на 0,1 процентного пункта выше, чем в предыдущей оценке. Средний показатель за весь год составил 2,3%.
Самый оптимистичный прогноз роста для любой точки в 2017 г. составил 4,1%, что намного меньше пика после финансового кризиса 5,6% в IV квартале 2009 г.
Чуть менее одной трети респондентов, согласно опросам Reuters, повысили свои прогнозы роста на 2017 г. в последнем опросе.
Многие из них, так же как и О'Салливан, сказали, что это было основано на предположении о том, что Трамп не станет претворять в жизнь ограничения по торговле и вместо этого сосредоточится на стимулировании роста с помощью фискальных мер.
Несмотря на то что эти прогнозируемые темпы роста можно считать здоровыми для экономики на столь позднем этапе цикла восстановления, они мало что могут сделать для того, чтобы инфляция превысила целевой уровень в 2%.
Инфляционное давление, скорее всего, является следствием высоких тарифов, учитывая, что протекционистский настрой Трампа становится проблемой мирового масштаба.
В этом году прогнозируется рост заработной платы в среднем на 3% по сравнению с 2,8% согласно опросам в декабре, а ФРС прогнозирует, что инфляция составит в среднем 1,8% в 2017 г. и 2% в 2018 г., и это практически неизменно повторяет результаты последнего опроса.
ФРС недавно предупредила, что с экономикой, близкой к полной занятости, экспансивная фискальная политика может привести к ускорению повышения ставок, что спровоцирует рост доллара.
Если уровень безработицы упадет еще немного, это усугубит давление в сторону повышения заработной платы и инфляции и усилит аргументы в пользу ужесточения ФРС.
Более широкий опрос 100 экономистов, в том числе представляющих 17 крупных банков, которые заключают сделки непосредственно с ФРС, показал, что ставки останутся неизменными на уровне от 0,5% до 0,75% до II квартала, когда повышение составит 25 базисных пунктов.
Последующее увеличение ожидается в IV квартале, когда ставки поднимутся от 1% до 1,25%. Четырнадцать экономистов прогнозируют рост к марту.