Еще три года назад появилось мнение о том, что Китай нарастил долговую нагрузку слишком сильно. Тем не менее с того момента общий долг Поднебесной вырос еще на $12 трлн.
Хотя Пекин, как видно, сумел отсрочить неизбежное, ничего не изменилось, поэтому самым главным вопросом остается срок, в течение которого Китай сможет продолжать наращивать долг.
Судя по всему, в течение ближайших двух лет долг Китая превысит 300% ВВП. Поскольку правительство продолжает опираться на рост кредитования, который питает инвестиции, чтобы компенсировать понижательное давление на экономику, соотношение долга к ВВП продолжит расти.
Но "волшебного" уровня, который можно было бы точно назвать, просто не существует. Многие страны уже были на пороге банкротства при показателях значительно ниже, чем сейчас есть у Китая. Отчасти это связано с тем, что долг финансировался за счет внешних ресурсах при отсутствии или низком уровне внутренних сбережений.
С другой стороны, есть страны, например Япония, где уровень задолженности поднялся еще выше, не вызывая серьезных стрессов в финансовом секторе.
Очень часто кризис задолженности – это кризис ликвидности финансовой системы. В Китае мы видим:
более 95% внутреннего долга финансируется банками; существует очень высокий уровень внутренних сбережений и недостаточное развитие рынков капитала, поэтому используются в основном депозиты или квазидепозиты в рамках банковской системы; контроль за движением капитала по-прежнему существует, чтобы сохранить ликвидность внутри страны; высокая степень государственного контроля над финансовым сектором и крупнейшими заемщиками означает, что реструктуризация долга может происходить постепенно при координации правительства, а не в хаотичном рыночном порядке.
Центральный банк, который всегда готов помочь правительству, также укрепляет доверие к системе со стороны вкладчиков, что способствует снижению риска ликвидности.
Поэтому кредитный цикл в Китае кажется более длительными, нежели типичный цикл, завершающийся кризисом ликвидности.
Но постоянно растущий долг все же является проблемой, даже если это не будет выражено глубоким кризисом.
Нынешняя ситуация в Китае означает нерациональное использование ресурсов. Систематическое использование ресурсов, таким образом, приведет к снижению производительности и экономического роста в долгосрочной перспективе, а затраченные ресурсы будут означать еще больший рост долга.
Хотя кредитный цикл в Китае может длиться намного дольше, отсутствие механизма рыночного равновесия может снижать корпоративную рентабельность и инвестиции, что приводит к снижению или к застою в экономике.
В конечном итоге слишком большой долг станет проблемой, которую необходимо будет решать за счет финансового сектора и вкладчиков, и это может привести к реальному кризису.
Для того чтобы избежать кризиса, Пекину необходимо стабилизировать рост и замедлить кредитную экспансию постепенно, в том числе за счет списания "плохих" долгов, закрытия "зомби-компаний".
Правительство же должно поддерживать банки и финансовый сектор, чтобы они могли поправить балансы в случае проблем. И для Китая, судя по всему, контроль над капиталом и ликвидностью является важным фактором борьбы с кризисом, так как это сдерживает отток из банковской системы.
Но риски разрушительного разрыва в кредитном цикле Китая выросли в последние годы.
Он может быть легко нарушен, если:
банки исчерпают свободную ликвидность, отток капитала будет слишком большим.