Когда речь заходит о внедрении блокчейна, немаловажно рассмотреть конкретные примеры применения и масштабирования проектов на практике. Ведущий системный архитектор IBM в России и СНГ Владимир Алексеев рассказал гостям форума Vestifinance о перспективах этой технологии в корпоративном сегменте.
Изначально блокчейном заинтересовались банки и в целом финансовая индустрия, говорит Владимир Алексеев. Крупные банки формировали консорциумы, разрабатывали кейсы, связанные с международными платежами, аккредитивами и т. д. Но очевидно, это уже прошедший тренд. На сегодняшний день можно говорить о расширении отраслей: блокчейном интересуются сейчас почти все, начиная от ТЭК и заканчивая ритейлом и телекомом.
Масштабирование пилотных проектов – еще один тренд текущего года. Года три назад казалось, что сделать пилотный проект – это довольно серьезная задача. Внедрялась молодая технология, и нужны были компетенции, нужно было прорабатывать бизнес, реализовывать концепт. Сейчас по прошествии трех лет уже начинает ощущаться, что сделать пилотный проект – это самое простое, что может быть.
Сейчас более важная задача и куда более существенный вызов - отмасштабировать пилотные проекты. Что это значит? Как правило, пилотный проект включает в себя ограниченный круг участников, от двух до четырех организаций. К примеру, банки и их клиенты, которые между собой проводят какие-нибудь платежи. Соответственно результатом пилотного проекта становится продуктивная промышленная транзакция. И это подразумевает, что пилотный проект успешно завершен. Но что делать дальше? Как подключать новых участников? Какая будет бизнес-модель, монетизация? Почему нужно этот проект дальше развивать, а не положить в стол? Универсального решения и ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует.
Ведущий системный архитектор IBM в России и СНГ Владимир Алексеев отмечает, что в грядущие три года появится большое количество не столько пилотных кейсов, сколько промышленных, пусть и работающих в каком-то ограниченном объеме. Блокчейн может являться катализатором платформенной экономики, считает Алексеев. В качестве примера приводится проект IBM с датским грузоперевозчиком Maersk Line. Целью этой инициативы стало упрощение сложного процесса транспортировки товаров миром между бесчисленным количеством торговых зон.
Система основывается на блокчейне, разработанном IBM, и имеет две ключевые цели: предоставление информации о доставке в реальном времени и полностью прозрачный просмотр информации о движении товаров. Эта система оцифрует нынешний сложный и трудоемкий процесс с оформлением документов и добавит преимуществ с точки зрения учета. По сути, здесь блокчейн является неким дополнением, которое гарантирует надежность, безопасность, доверие к электронному документообороту. Дальнейшее сотрудничество IBM и Maersk вылилось в создание своеобразного цифрового хаба. Эта платформа призвана объединить и текущих и потенциальных участников: грузовладельцев, грузоперевозчиков, порты, различные таможенные службы и органы пограничного контроля. Конечно, платформа не будет ограничиваться блокчейном: туда встроены аналитические инструменты, интернет вещей и т. д. Но блокчейн являлся основой создания этой платформы, поэтому можно говорить о том, что блокчейн может являться катализатором платформенной экономики. Интеграция блокчейн-платформ друг с другом поначалу не была актуальной задачей: сначала делали пилотные проекты, потом пытались их масштабировать, и как раз в фазе масштабирования пришли к выводу, что просто как "закрытая коробочка" блокчейн существовать не может. Поэтому важна интеграция с существующими системами в банках, с существующим контуром безопасности, ERP-системами и т. д. Владимир Алексеев считает, что момент для интеграции настал и текущий год будет посвящен интеграции как блокчейн-сетей друг с другом, так и фреймворков HyperLedger (сообщество, направленное на создание и продвижение кросс-индустриальных блокчейн-технологий). В качестве примера можно вспомнить проект Hyperledger Quilt, который объединяет блокчейны Hyperledger с платежными системами, совместимыми с протоколом Interledger, включая XRP Ledger, Ethereum, Bitcoin (Lightning), Litecoin, Mojaloop и RippleNet. Это может служить иллюстрацией того, что тренд на интеграцию активно развивается сообществом уже сейчас.
По словам Алексеева, блокчейн сам по себе конечным пользователям не так интересен. Когда, например, финансисты и бухгалтеры работают с системой, им все равно, распределенная там база данных или централизованная, есть там блокчейн или нет, они всего этого не видят. Но, как говорится, все хорошо, пока все хорошо.