InvestFuture

Бензин в России снова будет дорожать?

Прочитали: 857

Ситуация на топливном рынке РФ развивается не очень хорошо:

  • с начала года биржевые цены на бензин начали расти;
  • в январе случилась авария на Нижегородском НПЗ Лукойла, переработка нефти сократилась, и цены пошли вверх еще быстрее;
  • с 1 марта власти внезапно ввели запрет на экспорт бензина за границу, сославшись на то, что весной внутренний спрос подскочит, цены на бирже на это решение отреагировали снижением.

Вроде выдохнули, но ненадолго. Сперва, 12 марта, тот же самый Нижегородский НПЗ Лукойла подвергся атаке беспилотников. В итоге – пожар на одной из установок первичной переработки нефти. На следующий день аварии произошли еще на двух нефтеперерабатывающих заводах, тоже в результате атаки дронов. Пострадали рязанский НПЗ Роснефти и Новошахтинский НПЗ в Ростовской области. В первом случае пострадало оборудование, на которое приходится 70% мощности завода. Во втором – пришлось временно остановить работу предприятия.

Все перечисленные НПЗ — достаточно крупные и очень важные для нашей нефтяной отрасли. Агентство Блумберг подсчитало, что на них приходится 12% всех мощностей нефтепереработки в России. Конечно, всё это можно восстановить и вернуть в работу. Но вот сколько времени это потребует? И успеют ли завершить ремонт, пока на рынке не произошел непоправимый дисбаланс?

14 марта биржевые цены на 95-й и 92-й бензин перевалили за 60 тысяч и 49 тысяч рублей за тонну. При этом стоимость АИ-95 всего за три дня прибавила почти 3 000. В последний раз такая динамика была в сентябре прошлого года. То есть, в самый разгар топливного кризиса.

Какой тогда была реакция на такие показатели? Правильно, запрет на экспорт бензина. И все вроде бы сработало, цены поползли вниз. Но вот сейчас пугает, что новое эмбарго на продажу этого топлива за границу у нас работает уже 2 недели, и цены всё равно максимальные за полгода. Вопрос — чем сдерживать их на этот раз?

Хуже того, начались разговоры о скором дефиците бензина на внутреннем рынке. А значит, цены могут начать расти и на заправках. К тому же, вот-вот стартует сезон сельхозработ, а значит, потребуется много летнего дизеля. А между тем, Рязанский НПЗ производил до 4% всего российского дизтоплива. С 11 марта цена на летний дизель уже подскочила почти на 3 000 рублей. Сейчас тонна стоит 63 000.

Совсем немного успокаивает свежее заявление Минэнерго. Там говорят, что ситуация с обеспечением регионов топливом пока стабильная, цены на АЗС – тоже. Мол, благодаря запрету на экспорт бензина удалось собрать неплохие запасы – порядка 2 млн тонн. Так что на первое время хватит. Дизельное топливо экспортировать пока не запрещали, зато повышали норматив его продаж на бирже. И запасы на внутреннем рынке теперь тоже есть – 3,5 млн тонн. Плюс на всякий случай этот норматив снова подняли.

Ждать ли нам нового роста цен на АЗС? Скорее всего, да. Неизвестно только, насколько большим он будет. Аналитики Независимого топливного союза считают, что значительного скачка цен не произойдет. 

Хотите достичь финансовой свободы? Подписывайтесь на наш канал, там мы каждый день рассказываем о самом главном.

Оцените материал:
(оценок: 42, среднее: 4.4 из 5)
InvestFuture logo
Бензин в России снова

Поделитесь с друзьями: