Срок работ по разблокировке Суэцкого канала может растянуться на несколько недель. Это важный торговый путь, по которому движется 12% перевозимых по морю товаров.
Суэцкий канал — самый короткий маршрут для судов между Атлантическим и Индийским океаном. Огромный контейнеровоз компании Evergreen сел на мель во вторник из-за сильного ветра и песчаной бури. Это полностью заблокировало движение в канале.
Суэцкий канал заблокирован не первый раз. Во время Суэцкого кризиса (1956–1957) канал был перекрыт и частично разрушен. В период арабо-израильских войн движение было блокировано с 1967 по 1975 гг. Из-за аварий движение тоже останавливается нередко: в октябре 2017 г. японский контейнеровоз сел на мель японский контейнеровоз OOCL, в ноябре 2020 г., когда сел на мель контейнеровоз Al Muraykh и т.д. — но обычно устранение проблемы занимает несколько часов. В ноябре 2004 г. на мель сел танкер Tropic Brilliance, контролируемый дочерней компанией ОАО Совкомфлот, движение было перекрыто на два дня.
• Если блокировка затянется, то может привести к «значительным сбоям в мировой торговле, резкому росту ставок судоходства, дальнейшему росту цен на энергоносители и росту глобальной инфляции», — предупредили эксперты JPMorgan.
• Фактическое влияние на нефтяные цены будет зависеть от сроков блокировки морского пути, а также от других рыночных факторов.
• Суэцкий канал является ключевым маршрутом для сжиженного природного газа в Европу из стран Ближнего Востока — в частности, из Катара, который является крупнейшим производителем СПГ. Выбытие могут компенсировать поставки из России, Норвегии, США, отмечает консалтинговая компания Rystad Energy.
• Если суда пойдут другим маршрутом, огибая мыс Доброй Надежды, это добавит 7–14 дней в пути.
• Значительная часть трафика — потребительские товары, в том числе одежда, мебель, автозапчасти и т.д. Проблемы в мировых цепочках поставок уже существовали из-за пандемии, ситуация лишь усугубляется.
БКС Мир инвестиций