Цены на драгоценный металл на спотовом и фьючерсном рынках тестируют новые исторические максимумы из-за опасений нехватки предложения.
Котировки палладия в ходе торгов на спотовом рынке во вторник, 19 марта, превысили отметку в $1600 за тройскую унцию – для драгметалла это наиболее высокий внутридневной уровень на спотовом рынке за всю современную историю торгов.
Фьючерсы на палладий на Нью-Йоркской товарной бирже с поставкой в июне выросли до значений в районе $1560 за тройскую унцию – при закрытии торгов на данной отметке для палладия это также будет новый исторический максимум на фьючерсном рынке.
Портал "Вести.Экономика" в январе 2019 г. отмечал, что палладий по стоимости впервые с 2002 г. обошел золото. Основной причиной роста котировок, по оценкам многих экспертов, является ограниченное предложение драгметалла.
В 2018 г. в крупнейшем в мире производитель никеля и палладия – российском ГМК "Норникель" – прогнозировали, что в 2019 г. дефицит предложения палладия составит около 1 млн унций. В рамках публикации отчетности по МСФО в конце февраля 2019 г. в компании уточнили прогноз, отметив, что ожидают продолжения "структурного дефицита на рынке в размере 0,8 млн унций" (pdf).
Дополнительным фактором для палладиевого ралли стали сообщения о возможном ограничении предложения драгметалла, которое может усилиться в случае ограничения экспорта со стороны России.
В марте 2019 г. ТАСС, а также издание "Коммерсант" со ссылкой на постановление правительства РФ, подготовленного Минпромторгом, отметили, что с 1 мая по 31 октября 2019 года планируется введение запрета на экспорт ряда руд, концентратов, отходов и лома драгметаллов, а также отходов и лома, используемых для извлечения драгметаллов.
Как отмечается, данные ограничение запланированы в рамках Евразийского экономического союза с целью обеспечения государственного оборонного заказа России. Высокий спрос на палладий в последние годы поддерживается за счет использования драгоценного металла в автомобильном сегменте (в частности, в производстве автокатализаторов).
Одним из потенциально сдерживающих факторов дальнейшего роста палладия, несмотря на прогнозируемую физическую нехватку его предложения, может стать ухудшение динамики мировых продаж автомобилей – в марте 2019 г. эксперты рейтингового агентства Moody’s Investors Service заявили о пересмотре прогноза по динамике сегмента автопроизводителей в течение следующих 12–18 месяцев со "стабильного" на "негативный". По прогнозам агентства, мировые продажи автомобилей в 2019–2020 гг. вырастут лишь на 0,5–0,8%, при этом в ряде стран и регионов, в частности, в США, ожидается сокращения продаж.