Уже совсем скоро в России пройдет долгожданное событие - чемпионат мира по футболу. Каким будет экономический эффект от проведения?
Крупное международное спортивное событие всегда оказывает влияние на социально-экономическую ситуацию, причем в последующие годы в том числе. Безусловно, каждый раз влияние турнира сильно разнится, это связано со многими факторами.
Безусловно, оценивать влияние чемпионата мира необходимо с учетом его подготовки. Консалтинговая компания McKinsey оценила суммарный эффект за 2013–2018 гг. в дополнительный 1% к ВВП, или около 867 млрд руб.
Эксплуатация построенной к ЧМ инфраструктуры и увеличение турпотока могут приносить дополнительно еще 80–110 млрд руб. к инвестициям и 120–180 млрд руб. к ВВП ежегодно на протяжении следующих пяти лет.
Действительно, развитие инфраструктуры создает предпосылки для увеличения числа туристов, причем необязательно внешних, но и внутренних.
Понятно, что туризм начнет приносить свои плоды только в этом году, тем не менее это должно стать ключевой составляющей экономического эффекта. По оценкам экспертов, только в 2018 г. развитие туризма принесет в российский ВВП 121 млрд руб.
Целесообразно сравнить социально-экономический эффект от подготовки и проведения ЧМ-2018 с эффектом, который получили другие страны, проводившие мундиаль ранее.
Из приведенной выше таблицы видно, что эффект в процентном отношении к ВВП не такой уж большой, а в ряде стран и вовсе был отрицательным. Тем не менее, если оценки будут верны, Россия сможет показать один из лучших результатов.Стоит отметить, что практически все указанные страны зафиксировали сильнейший туристический эффект. В Германии, как ни странно, доля туризма в эффекте на ВВП оказалась максимальной - порядка 35-40%. Хотя, возможно, это связано с тем, что инфраструктура в стране и без того была готова.
Вообще, конечно, если пофантазировать, можно представить, что многие зарубежные туристы, которые никогда не были в России, полюбят ее и начнут с удовольствием посещать нашу страну. На это можно рассчитывать хотя бы потому, что цены в РФ по многим компонентам намного ниже, чем в Европе, и этот факт может привлечь иностранцев.
Из регионов чемпионат оказался наиболее полезным для Мордовии и Калининградской области. В McKinsey подсчитали, что валовой региональный продукт там в 2013—2018 гг. вырастет более чем на 15%.
Важно отметить, что во время подготовки к ЧМ-2018 были созданы новые рабочие места и, как следствие, население получило дополнительные трудовые доходы.Ожидается, что выгоду получит и бюджет. Налоговые поступления за 2013-2018 гг. суммарно составят 150 млрд руб., при этом порядка 80% поступят в региональные бюджеты, что является крайне важным.
Важно также отметить социальный эффект от подготовки к турниру. Улучшена пропускная способность аэропортов, наземного транспорта, появились новые транспортные магистрали, а также был закуплен и обновлен подвижной состав.
Кроме того, в городах, где будет проходить чемпионат, было произведено благоустройство центральных улиц, набережных. парков и других объектов, что в конечном итоге может способствовать и развитию туризма в том числе.
Безусловно, и в этом уверены не только эксперты, но и большая часть населения, проведение столь крупного турнира будет способствовать развитию физической культуры и спорта в стране.Уже сейчас по сравнению с 2010 г. наблюдается практически двукратный рост занимающихся спортом.
Впрочем, стоит сказать, что в некоторых странах объекты спортивной инфраструктуры после крупного турнира оказались не востребованы. Наиболее яркий пример - Греция, однако не стоит забывать, что страна столкнулась с жесточайшим кризисом, в котором пребывает и по сей день.