Представители руководства США и Китая обменялись резкими заявлениями по поводу продолжения импорта нефти Ирана в условиях американских санкций.
Китай – как и Россия в рамках программы "нефть в обмен на товары" – остается одной из немногих стран мира, которые продолжают импортировать иранскую нефть, несмотря на давление со стороны США. В случае успешного запуска европейского механизма INSTEX страны ЕС, практически прекратившие покупки "черного золота" у Ирана на фоне санкций США, также смогут возобновить импорт иранской нефти.
Администрация Трампа, возобновившая санкции против Ирана в 2018 г., на начальном этапе предоставляла исключения ряду стран, покупавших нефть у Тегерана. Однако в мае 2019 г. данные исключения были полностью отменены.
- Китай продолжает покупать нефть у Ирана вопреки санкциям США
- США пообещали применять санкции против любых стран, импортирующих иранскую нефть
Угрозы об очередном экстерриториальном применении американского законодательства прозвучали на пресс-конференции 28 июня в Лондоне со стороны спецпредставителя США по Ирану Брайана Хука.
Власти КНР в этот же день отреагировали на данные заявления: директор департамента по контролю над вооружениями МИД КНР Фу Цун по итогам встречи встрече по Ирану в Вене заявил о том, что в Китае не признают действие американских ограничений по полному запрету импорту нефти у Ирана:
"Мы отвергаем одностороннее введение санкций, для нас энергетическая безопасность важна, импорт нефти важен для энергетической безопасности и жизни граждан. Мы не принимаем так называемую "политику сведения к нулю" США".
Ситуация вокруг поставок иранской нефти осложняется из-за напряженных отношений между США и Ираном, обострившихся 20 июня после уничтожения американского разведывательного дрона вооруженными силами Ирана.
Через несколько дней после этого инцидента Дональд Трамп намекнул на повышения риска транспортировки нефти в Ормузском проливе. В своем сообщении в Twitter он заявил о том, что Китай якобы "получает 91% нефти через Ормузский пролив", добавив, что США "охраняют" передвижение грузов в проливе, но в дальнейшем могут перестать осуществлять подобную охрану из-за того, что "не получают никакой компенсации".
Подобные угрозы со стороны президента США выглядят как откровенный рэкет государственного уровня. Американская "охрана" передвижения товаров, которую якобы выполняют США в Ормузском проливе, не помогла предотвратить инциденты с атаками на танкеры в мае этого года, ответственность за которые госдепартамент США впоследствии возложил на Иран, не предоставив при этом каких-либо доказательств.
За последнее время власти США предприняли максимум усилий для того, чтобы затруднить поставки иранской нефти. В случае продолжения нефтяных закупок у Ирана со стороны Китая в Ормузском проливе в дальнейшем вполне могут произойти новые "инциденты" – как пообещал Трамп, США могут перестать "обеспечивать охрану" для безопасного передвижения танкеров в регионе.
Фото: Xinhua
В этой ситуации стоит учитывать, что Китай сделал большую ставку на морской импорт нефти из стран Ближнего Востока – в частности, в плане больших инвестиций в создание Китайско-пакистанского экономического коридора и развитие глубоководного порта Гвадар, большая часть которого в 2015 г. была передана правительством Пакистана в аренду китайской государственной компании China Overseas Port Holding сроком на 43 года. В планы Китая также входит строительство железнодорожной и автомобильной ВСМ Гвадар-Кашгар и трубопроводов Гвадар-Кашгар.Поставки по коридору Гвадар-Кашгар могли бы существенно сократить время и затраты Китая по импорту энергоносителей из стран Ближнего Востока.
Осложнение процесса импорта нефти для Китая из ближневосточного региона и превращение иранских поставок нефти в некую "серую", нелегальную деятельность в этом плане является одним из элементов давления США на Китай в условиях долгосрочного торгового конфликта между двумя ведущими экономиками мира.