Иран объявил о новом месторождении с более чем 50 млрд баррелей нефти. Такая находка выглядит весьма кстати в свете санкций США на нефтяной сектор ближневосточной страны, отмечает Владимир Зотов, операционный директор Уральского банка реконструкции и развития.
Это уже не экономика, а политика, где предсказать дальнейшее развитие событий сложнее — нельзя просто посчитать цифры. В целом, ситуация с новым месторождением выглядит как «крик души» Ирана в ответ на санкции США. Как это повлияет на рынок? Да никак, ведь главный вопрос заключается не в том, сколько нефти у определенной страны, а сколько ее вообще на рынке. Разумеется, США невыгодно пускать на рынок крупного игрока — отсюда и санкции на покупку иранской нефти. России тоже не нужен соперник, способный уронить стоимость нефти на рынке, а значит, и повлиять на национальную валюту. Поэтому заявления Рухани Белому дому остаются без внимания как со стороны США, так и со стороны остального рынка.
Нефть в последние три дня дешевеет, что никак не связано с Ираном. Виновниками низкого спроса на «черное золото» остаются США и Китай со своей неспособностью договориться: риторика Трампа в адрес Поднебесной остаетя негативной. Инвесторы прикусили языки и не испытывают прежнего аппетита к рискам. Предугадать сейчас, как будет вести себя цена на «черное золото», сложно, потому что слишком многое поставлено на кону политических разногласий.
Примечательно здесь исследование Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Outlook 2019, которое отмечает, что спрос на нефть будет расти примерно на 1 млн б/с ежегодно до 2025 года. При этом в Европе спрос будет снижаться на 0,2 млн б/c. Причина тому — постепенный отказ от легковых автомобилей: Европа, впрочем, как и Китай, уверенно идет к экологичному транспорту. В Индии спрос на нефть растет, в России остается практически без изменений. Нельзя не отметить, что в России складывается интересная ситуация: инфляция стремится к нулю, а производство топчется на месте и совсем не растет. Это происходит не по причине внешних факторов, к примеру, той же стоимости нефти или колебаний национальной валюты, а из-за низкой себестоимости товаров. Супермаркеты (назовем так бренды и торговые сети) вынуждены постоянно снижать цены на товары, чтобы успешно конкурировать между собой. Они регулярно снижают маржу, чтобы товар стал еще дешевле для потребителя.
Именно цена сейчас остается одним из главных конкурентов на рынке. Поэтому стоимость самих денег как таковая не влияет на производство, а это уже новая тема для больших рассуждений.