Проект EOS, называющий себя блокчейн-системой, в действительности является платформой облачных вычислений и к децентрализации не имеет никакого отношения, выяснили исследователи путем многомесячных экспериментов.
Ни децентрализации, ни консенсусного алгоритма
Блокчейн-проект ConsenSys заказал у команды Whiteblock исследование характеристик работы платформы EOS, которая в ходе годового ICO привлекла более $4 млрд и которую часто называют главным конкурентом Ethereum.
Согласно 25-страничному отчету, исследователи в лабораторных условиях создали модель EOS и два месяца тестировали платформу, после чего пришли к неутешительным выводам — EOS не имеет никакого отношения к блокчейну и криптовалютам.
Во-первых, исследователи обращают внимание на то, что алгоритм консенсуса, который используется в сети EOS, на самом деле таковым не является. В отличие от используемого в биткоине и Ethereum алгоритма Proof-of-Work, EOS используется так называется алгоритм Делегированного Доказательства, согласно которому участники сети выбирают путем голосования производителей блоков, которые обрабатывают транзакции. На практике выбор производителей блоков делается теми участниками сети, которые владеют наибольшим числом токенов EOS.
Производители блоков не обрабатывают транзакции на основе консенсусного алгоритма, а подтверждают транзакции механическим способом, что позволяет мошенникам внедряться в систему и выполнять вредоносные действия быстрее, чем производители блоков приходят к консенсусу.
EOS настолько централизован, что считать его блокчейном некорректно, утверждается в отчете.
«EOS — это не блокчейн, а распределенная пиринговая система управления базами данных, чье отличие в том, что транзакции не подтверждаются криптографически. Производители блоков EOS очень централизованы, а пользователи могут получать доступ к сети, только в случае использования производителей в блоков в качестве посредников. Производители блоков — это единая точка отказа для всей системы», — говорится в отчете Whiteblock.
Ни скорости, ни криптографии
Помимо этого, скорость проведения транзакций в сети EOS оказалась значительно ниже, чем описывается в рекламных материалах проекта.
Даже при самых оптимальных настройках, таких как нулевая латентность и потеря пакетов, скорость не превышает 250 транзакций в секунду (TPS). А при создании реальных условий работы сети (уровень латентности — 50 миллисекунд и 0,01% потери пакетов) ее производительность падала до 50 TPS. К тому же из-за централизации вся сеть EOS может контролироваться картелями производителей блоков, которые без труда могут вступать друг с другом в сговор.
Отсутствует в сети и криптография как таковая. Данные транзакций хранятся в таблице Chainbase, разработанной Дэном Ларимером, которая не использует криптографию.
Когда сеть EOS подтверждает транзакции, производители блоков просто перекрестно ссылаются на новые транзакционные данные из этой таблици, а не подтверждают свою легитимность криптографией. В сети EOS отсутствует криптографическая проверка контрактов и транзакций, что предоставляет возможность разработчикам и всем, у кого есть доступ к производству блоков, отменять транзакции. Архитектура EOS централизована и принципиально аналогична архитектуре сервисов облачных вычислений.