Два главных игрока в сфере частного космоса — Илон Маск и Джефф Безос — продолжили заочный спор о том, чье видение освоения Солнечной системы более практично и разумно. В середине мая Джефф Безос, самый богатый человек на Земле, призвал человечество переселяться в космос и колонизировать Солнечную систему. Первым шагом к этому должно стать возвращение на Луну, запланированное на 2024 год, и Безос показал журналистам лунный модуль Blue Moon, созданный его компанией. А заодно вскользь раскритиковал главную идею Илона Маска — полет на Марс, заявив, что тратить на это силы непрактично.
Глава компаний Amazon и Blue Origin Джефф Безос выступая на конференции International Space Development Conference в Лос-Анджелесе, что собирается работать с космическими агентствами, включая NASA и ESA, для создания колонии на Луне.
Безос представил макет космического аппарата для высадки на поверхность Луны, разработанный Blue Origin. «Пришло время вернуться на Луну. На этот раз, чтобы там остаться», — заявил Безос на пресс-конференции в Вашингтоне. Предприниматель добавил, что сила гравитации на Луне меньше, чем на Земле, благодаря чему запуски с её поверхности требуют меньше энергии.
Аппарат получил название Blue Moon, в качестве топлива он будет использовать жидкий водород, что позволит его заправлять водой из льдов Луны. По словам Безоса, аппарат способен доставить на Луну как минимум 3,6 тонны полезного груза, а также запускать искусственные спутники на орбиту с поверхности Луны.
По словам Безоса, колонизировать Луну должно быть достаточно удобно, а еще в будущем можно будет перенести большую часть тяжелой промышленности в космос. Земля же, как предполагает предприниматель, будет сохранена в большей степени для проживания людей, а также для задач легкой промышленности.
При этом предприниматель подчеркнул, что Blue Origin, если придется, готова действовать и самостоятельно, без помощи со стороны государственных структур. Компания, как известно, уже рассчитывает отправить посадочный модуль Blue Moon на поверхность естественного спутника Земли к середине 2020-х годов.
Колонизация космоса является одной из основных тем научной фантастики. В популяризацию освоения космического пространства человечеством внес огромный вклад К.Э. Циолковский, основоположник теоретической космонавтики. Он предвидел ракеты, спутники, орбитальные станции и выход в открытый космос задолго до того, как они стали реальностью.
Ещё в начале XX века Циолковский создал теорию «эфирных поселений», то есть создания медленно вращающихся вокруг своей оси гигантских космических колоний в форме бубликов, где найдут пристанище многие тысячи человек. Однако общественное мнение тех лет было ещё не готово принять столь смелые концептуальные решения и во многом представляло теорию Циолковского утопией, поэтому развивал свою идею учёный, главным образом, лишь в виде набросков и эскизов.
Первый детальный чертёж и соответствующий проект-обоснование космической станции в форме тора, — совмещавшей в себе жилые модули, энергогенератор и астрономический обсерваторный модуль, — был создан австрийским учёным Германом Нордрунгом в 1928 году.
Сфера Бернала — это тип орбитальной станции и космического поселения, разработанный в 1929 году Джоном Десмондом Берналом; «пространственная среда», предназначенная для постоянного проживания людей. Оригинальный проект Бернала представлял собой сферу диаметром около 10 миль (16 км), способную вместить 20—30 тыс. человек и наполненную воздухом
В 1965 году в центральном научном издании Американского общества астронавтики было опубликовано предположение, что идеальной формой для будущих населённых космических станций был бы тор. Учёные установили, что если космическая станция такой формы вращается вокруг своей оси, то все её модули расположены в месте, где значение искусственной силы тяжести имеет наибольшую величину, и проблема создания искусственной гравитации представлялась уже во многом решённой. Один из известных вариантов станций разработал Джерард О'Нилл — создание колоний, для которых предлагается использовать два гигантских размеров цилиндра, заключённых в раму и вращающихся в разные стороны. Эти цилиндры вращаются вокруг собственной оси со скоростью около 0,53 оборота в минуту, за счёт чего в колонии создаётся привычная для человека сила тяжести.
Проект создан на основе имеющихся технологий, однако не реализован (в первую очередь из-за сильной дороговизны — $100 миллиардов (в ценах 70-80 гг. XX в.), а также по причинам неэкологичности, пока не будет решена радикально проблема с выводом на орбиту большого количества грузов, с помощью, например космического лифта). Проект предусматривает в течение 10-15 лет сооружение в области «либрационной точки» системы Земля — Луна (то есть одной из двух точек, находящихся на лунной орбите и равноудаленных от центров Земли и Луны) космической станции диаметром 1,5 км. Вращение этой станции обеспечит на ней искусственную силу тяжести, равную земной. При этом любое материальное тело около точек либрации может там находиться неопределенно долго, двигаясь вокруг Земли по лунной орбите.
В отличие от Blue Origin, компания Илона Маска SpaceX, как известно, нацеливается больше на колонизацию Марса. Компания Илона Маска работает над созданием мощной ракеты Starship, которая, как ожидается, совершит первый полет с грузом на Красную планету в 2022 году. Кроме того, недавно президент SpaceX Гвинн Шотвелл предположила, что для колонии на Марсе могла бы пригодиться другая компания Маска — The Boring Company, — которая бы прорыла тоннели для проживания колонистов.
Starship должен быть многоразовой ракетой, которая сможет выводить около 100 тонн полезного груза на орбиту, а также вмещать 100 пассажиров. Корпус ракеты изготовят из нержавеющей стали с большим содержанием хрома и никеля и отполируют до зеркального блеска. Маск рассказал в интервью журналу Popular Mechanics, что сталь в 67 раз дешевле углеродно-волокнистых композитов, которые SpaceX планировала использовать ранее. Со сталью также легче работать, чем с углеродным волокном: она позволяет быстрее создавать прототипы и лучше противостоит сильной жаре.
Космический корабль Starship будет отправлен на околоземную орбиту на борту ракеты Super Heavy, а затем совершит самостоятельный полет к Марсу (или к Луне, в зависимости от конкретной конечной точки маршрута, поскольку корабль сможет достичь многих интересных мест в Солнечной системе, сообщил Маск).
Инженер NASA Уолт Энгелунд в интервью изданию Business Insider сообщил, что до этого NASA удалось спустить на поверхность соседней планеты марсоход Curiosity, который весил менее тонны и был размером с небольшой автомобиль. "Curiosity стал самым большим аппаратом, который мы высаживали на Марсе, и это была одна из самых сложных миссий NASA. Посадить туда огромный корабль с людьми на борту будет ровно в 100 раз сложнее, чем в случае с Curiosity", - убежден Энгелунд.
Маск же хочет не только безопасно спустить Starship на Марс, но и сохранить ракету настолько, чтобы использовать ее повторно. Для этого ракете придется попотеть, причем почти буквально. Носовая часть ракеты нагреется до 1480°C при выходе на орбиту Марса. Сталь начинает плавиться уже при 1315°C, поэтому инженеры SpaceX решили охлаждать внешний слой ультрахолодным топливом из криогенного метана и кислорода, которое будет просачиваться через поры внешней оболочки ракеты и тем самым охлаждать ее.
Стоимость пассажирского места на борту межпланетного космического корабля Starship компании SpaceX в конечном счете снизится настолько, что значительная часть населения индустриально развитого мира сможет совершить путешествие к Красной планете, уверен Илон Маск.
"Это зависит от объема перевозок, но я уверен, что путешествие к Марсу (обратный билет – бесплатно) однажды будет стоить менее $500 тыс., а возможно, даже менее $100 тыс. Это достаточно низкая цена, чтобы полет к Красной планете могли себе позволить большинство людей в экономически развитых странах, если они решат продать свой дом на Земле и отправиться покорять Марс", - написал Маск в Twitter.