Больше года прошло с тех пор, как британцы проголосовали за выход из Европейского союза. Более трех месяцев назад Великобритания официально уведомила Брюссель о своем решении. Меньше 21 месяца осталось до 29 марта 2019 г., или даты выхода из ЕС.
Однако банки, страховщики, компании по управлению активами и другие финансовые организации, использующие Лондон в качестве базы для обслуживания всего ЕС, все еще не знают (как и в день референдума), что будет после Brexit. Тем не менее им необходимо планировать свое будущее.
Служба пруденциального надзора (PRA), британский финансовый регулятор, требует от них план финансовых мероприятий.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) также попросил находящиеся под его надзором банки предоставить стратегию развития после Brexit.
Все это, вероятно, не очень сложно для крупных банков, которые находятся в постоянном контакте со своими кураторами и уже работают как из Лондона, так и откуда-то еще в ЕС. Однако более мелким кредиторам предстоит проделать довольно большой объем работы.
“Можно с уверенностью сказать, что большинство банков находятся не там, где им следует быть сейчас”, - заявил 30 июня главный супервайзер ЕЦБ Даниэль Нуэ.
Финансовые компании, базирующиеся на территории одного из членов ЕС, могут обслуживать клиентов в любой из 27 стран объединения без открытия местного отделения или "дочки".
Как только Великобритания покинет единый рынок ЕС, находящиеся в Лондоне фирмы потеряют свой "паспорт". Никто пока не знает, что будет вместо него.
Даже если переговоры по соглашению о свободной торговле, охватывающему лишь товары, будут завершены в срок, его будет недостаточно для Сити.
Торговый совет TheCityUK призывает заключить специальное соглашение по финансовым услугам, которое бы включало взаимное признание нормативных положений с 27 членами ЕС, план действий для переходного периода и "взаимный доступ к талантам", что позволило бы Лондону продолжать привлекать банкиров, предпринимателей финансово-технологического сектора и других специалистов, отмечает британский журнал The Economist.
Между тем, растет число компаний, которые начинают задумываться о месте базирования в ЕС. Как утверждает консалтинговая фирма EY, к 4 июля 59 из 222 отслеживаемых ею финансовых организаций начали переводить сотрудников или операционную деятельность или юридический адрес из Великобритании; 22 инвестиционных банка заявили о намерении перевести часть своих работников из Лондона.
3 июля Sumitomo Mitsui Financial Group, один их трех крупнейших банков Японии, объявил о создании новых банковских и фондовых "дочек" во Франкфурте. К концу года, полагает представитель местной промоутерской фирмы Frankfurt Main Finance Хубертус Вас, от 12 до 20 банков заявят о переводе своего бизнеса в финансовую столицу Германии.
По мнению Васа, "дела идут очень хорошо" для Франкфурта, хотя Амстердам, Дублин, Люксембург и Париж также пытаются заманить к себе финансовые компании из Великобритании.
Он считает, что большинство фирм приняли решение еще в I квартале этого года, но пока не решаются публично говорить об этом.
Киран Донахью, глава финансового подразделения IDA Ireland, которое занимается привлечением иностранных инвестиций в Ирландию, ожидает новые объявления о переводе бизнеса из Лондона после установленной PRA даты подачи резервного плана.
В чем никто не сомневается, так это в высокой стоимости Brexit. Управление риском, разрешение споров, информационные технологии и другие операционные подразделения, которые сегодня сконцентрированы в лондонском Сити, должны будут продублированы в Европе.
В опубликованном 3 июля исследовании Ассоциации финансовых рынков в Европе говорится, что большинство компаний ожидают, что Великобритания, скорее всего, покинет единый европейский рынок и таможенный союз без "паспортных прав" или соглашения по регулированию, "эквивалентному" ЕС.
В этом случае стоимость реструктуризации банковского и фондового бизнеса для работы в ЕС после Brexit может составить как минимум €15 млрд ($17 млрд), при этом следует ожидать сокращения доходности собственного капитала на 0,5-0,8 процентного пункта.
Кроме того, банки должны будут внести около €70 млрд регулятивного капитала в свои юридические лица в 27 странах ЕС. В исследовании предполагают, что все эти расходы в итоге лягут на плечи европейских клиентов, а тяжелее всего в переходный период будет небольшим и средним по размеру компаниям.
Угроза неполноценного или вообще отсутствие какого-либо соглашения после Brexit резко увеличивает роль регуляторов как гарантов финансовой стабильности. Если политики не могут обеспечить мягкую дорогу к Brexit, это должны будут сделать контролирующие органы, считают эксперты.