Российские власти предложат автоконцернам более выгодные условия размещения в России сборочных производств, ориентированных на поставки иномарок в другие страны.
С этой целью Минэкономразвития подготовило поправки в порядок локализации производства. Если Минпромторг и Минфин поддержат предложения МЭР, то изменения могут вступить в силу в октябре-ноябре, пишет "Российская газета" со ссылкой на заявление помощника министра экономического развития, пресс-секретаря Елену Лашкину. Поправки поддержат экспорт автомобилей, узлов и агрегатов, обеспечат развитие производства, считает МЭР.
Почти 50% поставленных в первом полугодии за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) автомобилей российской сборки пришлись на кроссовер Skoda Yeti. По 1,3 тыс. машин экспортировали из России Hyundai и Renault, 1 тыс. автомобилей поставил за рубеж Volkswagen. Из России поставляли также собранные в стране Nissan, Land Rover и Range Rover.
Мировые автопроизводители занимают ведущее место на российском рынке, однако для поддержки производства необходимо также увеличить экспорт. Докризисные продажи на российском рынке в ближайшие годы недостижимы, и развитию автомобильной промышленности помогут только поставки автомобилей за рубеж.
Сейчас для получения и сохранения льгот, которые дает режим промышленной сборки, иностранным автоконцернам необходимо соблюдать требования по уровню локализации производства. По действующей формуле, чем меньше отношение стоимости ввезенных в Россию автокомпонентов к стоимости изготовленной из них продукции, тем выше локализация.
Но поскольку цена одного вида продукции при продаже за рубеж оказывается ниже цены при его продаже в России, то при работе на экспорт показатель "среднегодовой локализации" снижается. МЭР предлагает исключить из расчетов стоимость ввезенных автокомпонентов, предназначенных для производства на экспорт, а также поставленную за рубеж продукцию, пояснила Лашкина.
Подготовленный Минпромторгом базовый вариант стратегии развития автоэкспорта предусматривает, что Россия к 2025 г. сможет поставлять за рубеж автопродукцию на $4,9 млрд. При этом доля поставляемой на экспорт продукции должна вырасти с 7% до 20% от всего объема российского производства.
По данным Минпромторга, в 2016 г. из России за рубеж поставлено 82 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых авто и около 2 тыс. автобусов. В первом полугодии 2017 г. Россия продала за пределы ЕАЭС 24 тыс. легковых авто (+ 61% в годовом выражении).