InvestFuture

Минпромторг призвал “не закручивать гайки” маркетплейсам

Прочитали: 774

В отзыве на законопроект о регулировании онлайн-магазинов ведомство предложило смягчить самые спорные моменты.

Например, депутаты предлагают обязать маркетплейсы нести ответственность за недостатки приобретаемых товаров. Покупатели смогут предъявлять к площадке такие же претензии и требования, как и к продавцу. То есть, по логике законодателей, бракованную кофточку с Вайлдберриз должен заменить сам Вайлдберриз, а не обязательно продавец. 

Это, конечно, удобно, но не очень справедливо. Ведь маркетплейс только предоставляет площадку, сами товары ему не принадлежат. А значит, онлайн-ритейлер в таком случае терпит убытки из-за чужих просчётов. Вряд ли маркетплейсы будут этому рады. Скорее всего, они просто увеличат цены. И пострадают в конечном счёте покупатели, то есть мы с вами.

С другой стороны, полностью снимать ответственность с платформ тоже неправильно. Необходимо найти баланс. Поэтому Минпромторг предлагает создать новые каналы связи между продавцами и покупателями прямо на сайте торговой площадки.

Также ведомство раскритиковало идею запретить маркетплейсам менять тарифы и комиссии для продавцов больше одного раза в год. Депутаты, видимо, хотели, чтобы представители e-commerce не злоупотребляли своим положением. Но по факту цены могут меняться просто из-за смены сезонов. Зимой, например, возить сложнее, чем летом, поэтому издержки растут. В качестве компромисса Минпромторг предлагает разрешить менять условия договора раз в 3 месяца

Интересная ситуация по поводу штрафов. Интернет-компаниям хотят запретить штрафовать продавцов без согласия последних. Задумка классная, особенно если вспомнить, сколько скандалов уже было на эту тему. Но проблема текущей редакции в том, что если закон примут, то нельзя будет штрафовать и недобросовестных предпринимателей. То есть, мошенников и жуликов, которые обманывают покупателей.

В целом интерес властей к маркетплейсам понятен: они становятся все популярнее в России. По данным того же Минпромторга, сейчас 70 млн россиян покупают товары через онлайн-ритейлеров. А торгуют на этих площадках больше миллиона предпринимателей. 

Объем российского рынка е-коммерс в 2023 году приблизился к 8 трлн рублей, и 75% из них — доля маркетплейсов. Конечно, такую “жирную” нишу хочется контролировать. Поэтому и появляются самые разные законопроекты и инициативы. Например, пустить деньги онлайн-площадок на развитие Почты России. Или отрегулировать бурный рост сектора с помощью запрета на открытие новых пунктов выдачи заказов. 

Это, кстати, особенно странная идея. Ведь в таком случае пострадают не маркетплейсы, а малый и средний бизнес: предприниматели, которые открывают ПВЗ по франшизе и просто хотят честно зарабатывать. А следом за ними в списке пострадавших будут и потребители, у которых могут возникнуть сложности с выкупом заказа.

Подписывайтесь на наш новостной канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!

 

Оцените материал:
(оценок: 51, среднее: 4.33 из 5)
InvestFuture logo
Минпромторг призвал “не

Поделитесь с друзьями: