По данным 4,1 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), лишь 43% россиян лояльны одному кредитору. При этом средний заемщик пользуется услугами нескольких финансовых организаций.
Между тем самая высокая доля лояльных заемщиков сложилась "у микрофинансовой организации (МФО) - 55,4%, а самая низкая - у кредитно-потребительского кооператива (КПК) - 22,1%. Лояльность банковских заемщиков оценивается на уровне 42,2%", отмечает НБКИ.
"Чем крупнее кредитор, тем выше лояльность к нему со стороны заемщика. Так, крупным МФО свою лояльность демонстрируют 56,2% заемщиков, а наиболее значимым банкам и КПК - 42,2% и 22,4% соответственно. У средних и мелких по размерам кредиторов с лояльностью дело обстоит несколько хуже - 30,4% и 17,9% лояльных заемщиков у средних и мелких МФО, 26,4% и 29,6% - у банков и 20,3% и 21,5% - у КПК", - подчеркивает НБКИ.
"Крупные банки, как правило, являются универсальными и предлагают заемщикам все типы кредитов. Поэтому лояльность заемщиков к таким кредиторам выше, чем к средним и мелким банкам. Более высокий процент лояльности клиентов к МФО объясняется работой последних с вполне конкретным сегментом граждан, а также за счет активного использования технологий мониторинга заемщиков и маркетинговых мероприятий", - пояснил генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
С точки зрения кредиторов ситуация с лояльностью далека от идеала. "Многие банки и МФО стремятся к тому, чтобы их клиенты пользовались всеми типами кредитов. Но для удержания заемщиков надо иметь крайне гибкую кредитную политику, поощряющую брать кредиты, прежде всего, заемщиков с хорошей кредитной историей и хорошим риск-профилем. А для этого кредиторам надо уметь сегментировать свои клиентские базы быстро и точно, делать это часто и, желательно, в режиме реального времени. То есть, иметь полное подключение к НБКИ", - подчеркнул Викулин.
НБКИ создано в марте 2005 г. В число акционеров бюро входят крупные банки и международные компании CRIF и TransUnion. Основное направление деятельности НБКИ - создание единого центра хранения и обработки информации, необходимой для принятия кредитных решений. К 1 апреля в НБКИ содержались сведения о 84 млн заемщиков, с бюро сотрудничают 4,1 тыс. кредиторов. НБКИ предоставляет высокотехнологичные решения в области контроля и оценки рисков, а также прогнозную аналитику.