Госдоля в экономике РФ по итогам 2017 г. вновь приблизилась к 50%, заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, выступая на Госсовете по развитию конкуренции.
"Я бы отметил вопрос роста общей доли государства в экономике, в том числе за счет крупных компаний, которые расширяют сферы своей деятельности. В прошлом году, по оценкам экспертов, доля государства в экономике у нас опять выросла и вплотную приблизилась к отметке в 50%", - отметил министр.
Прямое вмешательство государства на разных рынках стало одним из частых при нарушениях конкуренции.
Президент РФ в послании Федеральному собранию поставил задачу довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 40%.
Глава ФАС Игорь Артемьев на Госсовете представил планы до достижению доли малого и среднего бизнеса в разных секторах.
"Те методики, которые предполагаются в соответствии с предлагаемыми сегодня решениями, которые должны дать чёткие формулы подсчёта тех или иных цифровых показателей, должны вступить в силу 1 января следующего года.
Соответственно, следующие годы, 2019, 2020 и 2021 гг., будут периодами исполнения этих показателей, а методики должны быть утверждены правительством Российской Федерации до 1 декабря сего года", - пояснил глава ФАС.
Артемьев:
"Начинаем мы с социальной сферы. Впервые предлагается показатель в 10 процентов в самых таких серьёзных вопросах социальной сферы, как, например, рынок социальных услуг инвалидам и престарелым гражданам. Нужно достигнуть показателя в 10 процентов. И отдать, наверное, эти рабочие места и финансовые ресурсы прежде всего организациям так называемого третьего сектора, о чём уже говорилось сегодня. Все хорошо знают, что инвалиды лучше всего помогают другим инвалидам, диабетики лучше всего знают, как помогать диабетикам. Это уже давно известная истина в мире, но, к сожалению, у нас в основном это всё финансируется из бюджета мимо этих организаций. Этим занимаются пресловутые ГУПы, МУПы и другие организации.Рынок услуг розничной торговли лекарствами. Предлагается, чтобы все регионы достигли минимального, подчёркиваю – минимального показателя в 60 процентов. Повторяю, что есть регионы со 100 процентами, это речь идёт об аптеках, фармацевтическом обороте. Есть регионы, где опять же этим занимаются один-два ГУПа или просто даже вообще один ГУП.
Рынок медицинских услуг. Я хотел бы здесь небольшую поправку предложить вашему вниманию. У нас изложено в документах, что это 10 процентов от рынка обязательного медицинского страхования. Но после дополнительных консультаций, которые мы проводили уже до последних дней с уважаемыми губернаторами, стоит написать не про рынок ОМС, а всё-таки про весь рынок медицинских услуг. Это будет более правильно.
Агропромышленный комплекс. Мы очень зависимы от огромных транснациональных корпораций. Здесь необходимо развивать такие услуги на рынке племенного животноводства – 20 процентов, на рынке соответствующих лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов, на рынке семеноводства – здесь везде по 20 процентов. Это первые шаги, но этим, безусловно, надо заниматься.
Строительный комплекс. Здесь очень важно, что строительные объекты капитального вложения, предполагается, что самими частными подрядчиками будет исполняться примерно 80 процентов работ. Мы в большинстве своём живём в Москве, поэтому здесь частных компаний очень много, а во многих регионах это опять ГУПы, и это совсем неправильно в XXI веке.
Или, скажем, если говорить прямо о жилищном строительстве, то там примерно такая же картина и показатели тоже 80 процентов. В дорожном строительстве – это тоже 80 процентов. В архитектурно-строительном проектировании предлагается тоже 80 процентов, и в кадастровых землеустроительных работах тоже 80 процентов. Рыбохозяйственный комплекс. Наша продовольственная безопасность – вылов биоресурсов. Надо, чтобы именно российские подрядчики вылавливали 80 процентов биоресурсов в наших морях. Это действительно тоже имеет огромное значение для национальной безопасности. Надо иметь 80 процентов переработки последующей, потому что сегодня это значительно меньше.
Товарная аквакультура – 80 процентов.
И следующий элемент – это уже недропользования местного значения. Здесь тоже щебёнка, песок и другие общестроительные материалы должны передаваться российским компаниям, и таких частных компаний должно быть 80 процентов, что предлагается.
Жилищно-коммунальное хозяйство, теплоснабжение – 20 процентов.
Благоустройство городской среды, уборка территорий, клининг и так далее – 20 процентов.
Выполнение работ по содержанию жилого фонда. Здесь нужно будет чуть-чуть подработать формулировку, но тоже 20 процентов.
И, собственно, по коммунальным отходам тоже надо будет сделать небольшое замечание в этом варианте, но оставить ту же цифру – 20 процентов.
В электроснабжении. Купля-продажа электроэнергии – 50 процентов, иные конкурентные рынки в сфере энергетики – 30. Если брать такую сферу здесь же, как газоснабжение, то, например, поставка сжиженного газа в болонах для населения, что в основном селяне приобретают, – это 50 процентов.
Хотел бы отметить, что мы хотели ещё поставить такой же коэффициент в отношении обеспечения приборами учёта для газотранспортного оборудования, домового имеется в виду: это те счётчики, которые ставятся на входы в домах. Многие губернаторы обратили наше внимание на то, что делается врезка непосредственно в газовую трубу. Дело это очень ответственное. Если мы вовремя не заметим, что давление в газовой системе дома растёт, это может привести к соответствующим взрывам, поэтому этого показателя мы испугались и предлагаем сегодня на этом этапе снять.
Собственно, дальше транспорт, который имеет огромное значение для нашей страны. Предполагается, что социальные перевозки в соответствующих городах должны иметь не меньше, чем 20 процентов.
Опять же картина очень пёстрая: где-то, во многих регионах, уже 30, 50 и даже более процентов покупают частники, возят по сложным контрактам и в дождь, и в снег, и в грязь. Собственно, не возникает каких-то особых кризисных ситуаций. А есть регионы, где один «Пассажиравтотранс» на целый город или муниципальное образование, соответственно понятно, как это всё работает. Из бюджета не хватает денег для того, чтобы содержать всю эту организацию. Легковое такси, соответствующие услуги по перевозке пассажиров и багажа – 70 процентов и так далее.
В промышленности после приватизации, которая проводилась в отдельных отраслях, которые мы брали, в общем, показатели будут вам понятны: это лёгкая промышленность (70 процентов), и для строительства очень важные производства бетона и кирпича (тоже по 70 процентов), производство древесины (тоже 70 процентов). Это показатель для многих регионов. Нужно существенные усилия прилагать для того, чтобы этого достигнуть.
У нас всё более-менее неплохо в системе Интернета и информационных коммуникаций, но не везде. Поэтому 98 процентов услуг широкополосного доступа в сети Интернет должны оказывать, мы думаем, частные компании.
Мы думаем, что даже в таком трудном деле, как ритуальные услуги – у нас записаны «похоронные», но более правильно написать «ритуальные», – нужно, чтобы 20 процентов этих услуг оказывали частные компании".
Розничная продажа нефтепродуктов, я подчёркиваю – без федеральных компаний, о чём я уже говорил, – 90 процентов, рынок наружной рекламы – 100 процентов. Достижение этих показателей, конечно, приведёт к очень серьёзным возможностям для малого бизнеса, и мы предлагаем в дополнение к тем мерам, которые есть в законодательстве о госзакупках, добавить ещё такую важную вещь, как реестр видов работ, которые отдаются только малым компаниям".