Москва, 5 апреля. Несмотря на слабую макроэкономическую статистику в начале года, Минэкономразвития констатирует вступление экономики в фазу роста, причем рост этот должны обеспечить частные инвестиции. Но где их взять?
"Мы говорим о том, что экономика уже не на пути к росту, она уже вошла в новую фазу экономического цикла и более активно растет", - заявил глава МЭР Максим Орешкин в ходе выступления на "Биржевом форуме-2017".
Заявление довольно амбициозное, учитывая, что статистика по промпроизводству показала снижение, а по данным ВЭБа, снижение показала и экономика, и это при том, что в январе-феврале этого года цены на нефть были почти в два раза выше, чем за тот же период года прошлого.
Основными источниками ускорения экономического роста в нынешних условиях могут стать только частные инвестиции, подчеркнул министр. С этим никто из экспертов никогда и не спорил, только как их добиться?
Инвестиции из-за рубежа к нам не идут: по данным fDi Markets, приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ практически остановился. В январе зарубежные инвесторы вложили в проекты с нуля лишь $34 млн - рекордно низкую сумму за все время наблюдений.
За 2016 г. инвестиции упали на 8,5% до $12,9 млрд.
Российские предприниматели также не особенно хотят инвестировать, и на это есть объективные причины. Во-первых, сдувается спрос, а если нет спроса, зачем расширять производство? Во-вторых, ставки по кредитам все еще настолько велики, что инвестировать за счет кредитных ресурсов довольно сложно.
Все эти проблемы неоднократно упоминались многими экспертами, в том числе и авторами единственной программы развития экономики, которая готовится по поручению президента, - "Стратегии роста".
Они отмечали, что в условиях дорогих кредитов на бизнес оказывается колоссальное давление с точки зрения издержек. В и без того непростых экономических условиях обслуживать кредиты со ставкой значительно выше 10% просто невозможно, поскольку такая ставка значительно превышает рентабельность во многих отраслях.
Текущая жесткая денежно-кредитная политика, по мнению авторов "Стратегии роста", сужает возможности экономической политики и препятствует диверсификации экономики. Выбранный таргет по инфляции в 4% в год, при огромном разрыве с ключевой ставкой Банка России, не позволяет устранять ценовые диспропорции, имеющиеся между секторами экономики, и сдерживает экономический рост.
Политика ЦБ РФ приводит к сжатию кредитного портфеля как среднего бизнеса, так и физлиц.
На первом этапе предлагается максимально снизить ключевую ставку, конечно, с учетом всех имеющихся рисков. Еще одной важной задачей должна стать реформа тарифов госмонополий, которые необоснованно растут из года в год. По расчетам целой команды уважаемых экономистов, расчет экономически обоснованных тарифов монополий приведет к их снижению до 30%.
Реализация хотя бы двух этих пунктов программы способна дать эффект уже в краткосрочной перспективе. Это улучшит инвестиционный климат и сделает бизнес более прибыльным.
Конечно же, нельзя обойтись без устранения административных барьеров и давления на бизнес. Сейчас в России существует просто огромное количество проверок и штрафов, что создает для бизнеса некомфортные условия.
Проще говоря, нет смысла ждать, что экономика сама по себе начнет расти, нужны реформы, причем они достаточно простые, но способные запустить экономический рост. И еще один очень важный момент - надо резко снизить долю государства в экономике, сейчас она достигает 70%.
Частный бизнес всегда и везде является намного более эффективным.
Впрочем, справедливости ради отметим, что и Максим Орешкин понимает - без действий не будет и результата. Министр отметил, что динамика будет зависеть в том числе от действий правительства. "Понятно, что если ничего не делать, то рост не будет активным", - сказал он.
"С этой точки зрения необходимо создание как стабильной макроэкономической среды для бизнеса, так и микроэкономических условий - регуляторики, контроля и надзора, которые также должны быть стабильными и предсказуемыми", - добавил он. "Вторая история - вся экономическая политика должна повернуться лицом к инвестиционному процессу. Речь идет и о деловом климате, и о налоговой политике, и поддержке экспорта", - сказал Орешкин.