Трамп пообещал нанести "разрушительный удар" по Северной Корее в случае необходимости Сохранение напряженной ситуации сейчас выгодно все сторонам: Трампу, военным США и Ким Чен Ыну Реальной возможности для давления или войны практически нет
После того как президент США Дональд Трамп наложил еще один пакет бессмысленных новых санкций в отношении банков Северной Кореи, он сказал, что США "полностью подготовлены" к военному варианту решения проблемы.
Хотя он также отметил, что призывал мир к совместной работе по прекращению ядерной программы КНДР, и подчеркнул, что военный удар будет "совершенно разрушительным" для Пхеньяна.
"Мы полностью готовы ко второму варианту, а не к предпочтительному варианту. Но если мы его выберем, то он будет разрушительным для Северной Кореи. Это называется военным вариантом. Если будет необходимо, мы сделаем это", - заявил Трамп.
Видимо, именно это имел ввиду генерал-лейтенанта и советник Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер, когда говорил о том, что Вашингтон подготовил "четыре или пять различных сценариев" для разрешения кризиса вокруг КНДР, "некоторые из которых более ужасны, чем другие".
Президент США также подчеркнул, что ядерное оружие в руках КНДР угрожает всем миру, поэтому все государства должны действовать сейчас, чтобы обеспечить "денуклеаризацию режима" Ким Чен Ына.
Пикировка воинственными и агрессивными заявлениями между лидерами КНДР и США продолжилась на этой неделе, и она вошла в весьма опасную фазу. Трамп заявил, что руководство Северной Кореи "не задержится надолго", что в Пхеньяне расценили как объявление войны, пообещав сбивать американские самолеты за пределами северокорейского воздушного пространства.
В Белом доме поспешили заверить всех, что не объявляли войну КНДР, но это вряд ли успокоит кого-либо.
Трамп также объявил Северную Корею "режимом вне закона" и поблагодарил президента Китая Си Цзиньпина за прекращение банковских связей со своим соседом и за введение новых ограничений в отношении Пхеньяна, при одновременном применении новых санкций Организации Объединенных Наций.
"Я приветствую недавние действия Китая по ограничению торговли с Северной Кореей, - добавил Трамп. - В частности, я приветствую решение Китая о прекращении всех банковских отношений с Северной Кореей. Я хочу поблагодарить президента Си".
Минфин США во вторник, пытаясь отстранить Пхеньян от международной финансовой системы, ввел санкций в отношении банков и частных лиц, связанных с финансовыми сетями страны.
Под санкции попали восемь банков и 26 граждан КНДР, которые выступают в качестве представителей банков страны, действующих в Китае, России, Ливии и Объединенных Арабских Эмиратах.
Но эти ограничения вряд ли как-то помешают Северной Корее, которая и так живет в режиме постоянных санкций с той или иной стороны, поэтому их ужесточение никак не ограничит возможности режима Ким Чен Ына.
Пустые угрозы
Кроме того, все заявления Трампа о военном ударе не имеют ничего общего с действительностью, в которой американские военные совсем не торопятся атаковать Северную Корею.Более того, Макмастер прямо заявил в Вашингтоне, что нет возможности для "точного удара, который решит проблему", так же как и военная блокада не позволит ее решить.
Впоследствии, выступая перед Комитетом по вооруженным силам Сената США во вторник, председатель Объединенного комитета начальников штабов морской пехоты Джозеф Данфорд сказал, что Северная Корея не сделала никаких военных шагов, чтобы соответствовать агрессивной риторике.
"Хотя политическое пространство явно очень заряжено прямо сейчас, мы не видели никаких изменений в позициях северокорейских сил, - сказал Данфорд. - Мы наблюдаем за этим осторожно. Мы подготовили наши силы на случай провокации или конфликта".
Тем не менее Данфорд также сказал, что лучше предположить возможность нанесения удара по материковой части США с помощью баллистической ракеты с ядерным оружием.
Это важный момент, так как он показывает, что американские военные прекрасно понимают свои возможности и возможности противника, но не собираются отказывать от прекрасной "страшилки", под которую можно получить дополнительное финансирование в будущем. Скорее всего, ядерная угроза со стороны КНДР будет еще несколько лет важным фактором, которым военные постараются пугать политиков и законодателей.
Северная Корея не будет использовать свое оружие сразу. Аналитики говорят, что Ким Чен Ын ценит выживание своего режима выше всего остального и знает, что использование ядерного оружия начнет войну, которую он не сможет выиграть.
Хотя в этих запусках есть политический аспект, международное сообщество считает их провокацией, которую Северная Корея проводит для совершенствования своих ракетных технологий.
И чем совершеннее технологии, тем больше средств потребуется для их нейтрализации.
Серию быстрых и точных ударов, чтобы лишить КНДР возможности использования своего разрушительного и опасного оружия, вряд ли получится, так как ракетные установки и ядерные объекты рассеяны по территории страны, они скрываются в горной местности.
И если этот "хирургический удар" не удастся, то под угрозой будут жизни 10 млн человек в Сеуле, 38 млн человек в окрестностях Токио и десятки тысяч военнослужащих США в Северо-Восточной Азии. При этом, даже если США уничтожат все ядерное оружие, Сеул останется уязвим для атак артиллерии Северной Кореи.И в КНДР любую атаку, даже небольшую, будут рассматривать как полноценную войну, поэтому отвечать будут с полной силой.
Полномасштабное вторжение также маловероятно, так как это слишком очевидный шаг, к которому Пхеньян подготовится и нанесет упреждающий удар.
Война никому не нужна, так что это просто игра мускулами. Американские военные получают финансирование, Трамп – политические очки за жесткую риторику против "реальной угрозы", а Ким Чен Ын укрепляет свой режим, заставляя сплотиться население. Кроме того, КНДР в будущем, учитывая все эти провокации, вполне может выторговать себе возможность "мирной атомной программы".
Бесполезные санкции и блокада
Но Трампу все равно необходимо показать, что он смог решить проблему Северной Кореи, поэтому, наряду с воинственными угрозами, необходимо сохранять экономическое давление.И оно также оказывается пустым звуком.
Санкции против банков бесполезны просто потому, что банки КНДР все равно будут проводить операции со своими партнерами тем или иным способом. Индивидуальные санкции, ограничения в отношении компаний и секторов также не принесут эффекта, до тех пор пока Китай, являющийся основным союзником Пхеньяна, не согласится на их полную реализацию.
Пекин же делает вид, что следует общему тренду, поддерживая ограничения, но совершенно точно не спешит усиливать давление на северокорейский режим.Более двух третей северокорейской торговли связано с Китаем. Ранее в этом году Китай уже приостановил импорт угля из Северной Кореи, а в пятницу Министерство торговли Китая запретило северокорейским гражданам и предприятиям заниматься бизнесом в Китае. Также формально запрещены поставки нефти и топлива в КНДР, но, как показывает практика, эти ограничения достаточно легко обходят.
Китай не намерен прибегать к жестким санкциям, как того хотят США и союзники, так как это может дестабилизировать Северную Корею. Аналитики подчеркивают, что многие, в том числе в Японии и Южной Корее, просто не понимают, с чем имеют дело.
Пекин хочет сохранить статус-кво этой напряженности вокруг Северной Кореи и ядерной угрозы, максимально смягчив риторику, поскольку крах режима Ким Чен Ына будет означать огромный поток беженцев на границе Китая и Северной Кореи.
Кроме того, Южная Корея, являющаяся близким союзником США, в этом случае может значительно продвинуться к границам Поднебесной.
Сохранение стабильности в Северной Корее особенно важно для Китая сейчас, поскольку осенью этого года состоится 19-й съезд Коммунистической партии Китая, на котором, как ожидается, президент Си Цзиньпин укрепит свою власть.
Официальные лица Китая вообще не осуждают Пхеньян, лишь только призывая все стороны к сдержанности.
Что до энергетической блокады, то она будет еще менее эффективной. Помимо крупных запасов угля и роста зависимости от "зеленой" энергии, внутренние запасы Северной Кореи намного превышают объемы, зафиксированные при предыдущих оценках.
В 2015 г., когда отношения между КНДР и остальным миром были несколько лучше, чем сейчас, независимый эксперт по разведке нефти Майкл Рего исследовал ситуацию вокруг нефтяного потенциала Северной Кореи.
В его докладе была отражена позитивная картина для Северной Кореи, государства, которое всегда стремилось к экономической самодостаточности, - принцип, который подразумевался в программе основателя КНДР Ким Ир Сена и который остается основной политической программой Пхеньяна.
В докладе четко указывается, что, несмотря на санкции, ограничивающие способность Северной Кореи добывать собственную нефть, страна имеет достаточно доказанных запасов для удовлетворения потребностей внутреннего потребления.
Возможные месторождения нефти в Северной Корее
В 2004 г. британская компания Aminex PLC оценила, что северокорейский нефтяной шельф у Японского моря, который впервые был исследован совместными усилиями КНДР и другой британской компании в 1998 г., содержит 4-5 млрд баррелей нефти.Кроме того, монгольская компания HBOil провела разведочные работы в районе к югу от Пхеньяна и пробурила 22 скважины. Большая часть скважин содержала нефть, позволяя КНДР извлекать в среднем 75 баррелей в день из каждой из них.
Из отчета Рего следует, что, несмотря на отсутствие средств (в основном из-за санкций) на приобретение современного бурового оборудования из-за рубежа, Северная Корея все еще имеет свои возможности для извлечения достаточных объемов нефти для удовлетворения внутренних потребностей.
И если большая часть бурового оборудования Северной Кореи по состоянию на 2015 г. была приобретена в Румынии начиная с периода Чаушеску, страна также обладает и советским оборудованием.
Большинство экспертов считают, что Северная Корея имеет возможность провести обратную разработку импортного оборудования, перестроив его под современные версии без необходимости импорта каких-либо конкретных материалов.
Несмотря на то что критики Северной Кореи часто сосредотачиваются на том, чего не хватает стране с точки зрения иностранных технологий как в гражданском, военном, так и в энергетическом секторах, реальность такова, что Северная Корея сделала все для разработки собственных компьютерных систем, систем вооружения и систем добычи энергии.
Основываясь на требованиях Северной Кореи, а также независимых экспертов и подрядчиков, у которых нет оснований преувеличивать объемы нефтяных запасов Северной Кореи, Северная Корея использует существующие системы добычи нефти более эффективно наряду с созданием дополнительных новых систем на основе надежных старых моделей, чтобы быть достаточно защищенными от эмбарго, когда дело доходит до энергетического сектора.