Автокомпании сокращают производство из-за нехватки чипов
Одна за другой мировые автокомпании объявляют о приостановке производств и сокращении выпуска новых автомобилей из-за нехватки микросхем. Виновата опять пандемия коронавируса: из-за роста спроса на компьютеры, ноутбуки и смартфоны производители микроэлектронных компонентов фактически работают на полной загрузке и при этом едва справляются с возросшими запросами своих основных клиентов, которые выпускают соответствующую технику.
Крупнейший автопроизводитель в мире – немецкая компания Volkswagen – объявил в конце 2020 г. о планируемом сокращении производства на своих предприятиях в Европе, Северной Америке и Китае в I квартале 2021 г. на 100 000 автомобилей по сравнению с прежним планом. Ford Motor сообщила 8 января, что компания вынуждена остановить конвейер на заводе в Луисвилле, штат Кентукки, где собираются модели Ford Escape и Lincoln Corsair.
Японская Honda сократит производство в январе на 4000 автомобилей, в основном модели Fit, которая выпускается на заводе в городе Судзуке. Компания также останавливала производство 5 и 6 января на своем заводе в Суиндоне, Великобритания, и собирается сократить в январе выпуск седанов Civic, Accord и Insight, мини-вэна Odyssey и кроссовера Acura RDX в Северной Америке.
Задержки поставок чипов стали причиной остановки конвейера на заводе итало-американского концерна Fiat Chrysler в Брамптоне (канадская провинция Онтарио), где выпускаются модели Chrysler 300, Dodge Charger и Dodge Challenger. Кроме того, концерн отложил до конца января возобновление производства после праздников на своем предприятии в мексиканском городе Толука-де-Лердо, где выпускается модель Jeep Compass.
Японский автогигант Toyota сократил выпуск модели Tundra на заводе в Сан-Антонио, штат Техас, а Nissan сократил выпуск гибридной модели Note на заводе, расположенном недалеко от японского города Иокогамы. По сообщению газеты Nikkei, Nissan выпустит в январе всего 5000 автомобилей Note вместо запланированных 15 000.
Продукция производителей микроэлектроники используется во многих системах современных автомобилей – от бесконтактного открытия багажника до системы стабилизации и систем, обеспечивающих движение на автопилоте. Специалисты отмечают, что в обычном автомобиле применяется около 40 микрочипов, в то время как в дорогих моделях их количество может достигать 150. По прогнозу исследовательской фирмы IHS Markit, проблемы с поставками микросхем автокомпаниям закончатся только во второй половине 2021 г. «Один из наших клиентов назвал происходящее Чипогеддоном», – рассказал The Wall Street Journal юрист из Детройта Дэн Шарки, который работает с поставщиками комплектующих для автокомпаний.
Мировой объем продаж легковых автомобилей, по данным IHS Markit, сократился в пандемийном 2020 году на 15% по сравнению с предыдущим годом (до 75,5 млн единиц). В то же время, по данным International Data Corp. (IDC), отгрузки персональных компьютеров показали в 2020 г. рост на 13% по сравнению с предыдущим годом (почти до 303 млн экземпляров). Данные Gartner и Canalys, отличаясь в деталях, в целом подтверждают исследование IDC: рекордный рост продаж с 2010 г. Главной причиной роста спроса на компьютеры в пандемию стал переход на удаленную работу и обучение: во время локдаунов персональный компьютер (планшет или мощный смартфон) требуется каждому члену семьи, в то время как до пандемии в семье мог быть один компьютер на всех.
Производители полупроводниковых приборов считают своими основными клиентами именно компании, выпускающие электронику, поскольку объемы их заказов намного превосходят объемы заказов автокомпаний. Для сравнения можно привести объем продаж смартфонов – более 1 млрд шт. в год. По прогнозу Statista, мировой объем производства микрочипов в 2021 г. вырастет третий год подряд и составит $460 млрд. В 2020 г. объем производства составил $433 млрд, в 2019 г. – $412,3 млрд.