Арест основателя Baring Vostok может негативно сказаться на инвестиционном климате России, особенно на фоне развернувшейся на Западе антироссийской пропаганды, считает Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ".
Первое, и самое главное, что в этом деле не укладывается в рамки привычного – происходящее по сути является спором хозяйствующих субъектов и не является компетенцией ФСБ. Само по себе участие спецслужб в задержании фигурантов дела и разбирательствах дает почву для массы толкований того, что случилось, не давая при этом повода надеяться получить сколь либо объективную информацию.
Странным выглядят и цифры, составляющие основы претензий к Майклу Калви. Ему вменяется в вину продажа акций коллекторской компании по завышенной цене – якобы ценные бумаги, общей стоимостью 600 млн. рублей были им обменены на задолженность банка по цене в 2,5 млрд. Однако, судя по имеющимся сведениям, уже несколько аудиторских компаний в порядке личной инициативы и основываясь на открытых источниках информации попытались оценить стоимость данного пакета акций, придя в итоге к выводу, что его цена составляет как минимум 2,2 млрд. рублей. На настоящий момент властями не озвучена методика, по которой производилась оценка, позволившая сделать заключение, что стоимость акций коллекторской компании составляет именно 600 миллионов рублей.
Также нелогичным кажется задержание бизнесмена на фоне требований Президента не злоупотреблять уголовным преследованием по экономическим статьям и соответствия происходящего статье 108 Уголовно - процессуального Кодекса Российской Федерации. Майкл Калви не представляет общественной опасности, и выбранная мера пресечения выглядит, на первый взгляд, излишней.
Все происходящее может весьма негативно сказаться на инвестиционном климате России, особенно на фоне развернувшейся на Западе антироссийской пропаганды. Теперь к уже озвученным в качестве мотивации введения санкций могут быть добавлены и новые, касающиеся защиты прав человека, защиты частного капитала и защищенности частной собственности в нашей стране. Трудно сейчас сказать, приведет ли все происходящее к тому, что Запад найдет еще один повод для очередного пакета санкций, или ограничится «наблюдением со стороны».
В любом случае, множество зарубежных инвесторов, раздумывавших над тем, стоит ли инвестировать в Россию на фоне повышения рейтингов всеми тремя ведущими рейтинговыми агентствами (впрочем, справедливости ради, Fitch рейтинги даже и не понижал), примут решение не в пользу нашей страны. Особенно на фоне иных весьма доходных и не менее привлекательных рынков, где в части защиты капиталовложений дела обстоят гораздо лучше.
Единственное, что действительно могло бы позитивно сказаться на происходящим вокруг банка Baring Vostok и его руководства, это максимальная прозрачность и объективность процесса, детальный и публичный разбор того, что произошло и последующие меры, ни в коем случае не выходящие за рамки, предусмотренные действующим законодательством. Тогда даже в том случае, если вина Майкла Калви будет доказана, можно ожидать в целом нейтральной реакции мирового бизнес-сообщества.