InvestFuture

США не удается изменить региональную политику Ирана

Прочитали: 672

Американские санкции против основных секторов экономики Ирана были вновь введены администрацией Трампа в ноябре 2018 г. - прямое следствие выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

Белый дом обосновал свой выход из соглашения утверждением, что снятие санкций после подписания ядерной сделки в 2015 г., позволило Ирану расширить свое “деструктивное” влияние в регионе.

Выход из СВПД и повторное введение экономических ограничений, по словам президента Трампа и других высокопоставленных чиновников его администрации, окажет “максимальное давление” на Иран - лишив его доходов для финансирования, поставок оружия и обучения региональных союзников и подконтрольных сил, в том числе ливанскую “Хезболлу”, шиитские военные отряды в Ираке, хуситов-повстанцев в Йемене, ХАМАС в Секторе Газа, военизированные группы в Бахрейне и отряды талибов в Афганистане.

Трамп уверен, что новые санкции уже сделали Иран “совершенно другой страной”: они разрушили экономику и привели к уменьшению влияния Исламской Республики в регионе. Данные независимых источников подтверждают первое утверждение, но не второе - а это значит, что экономические последствия самых жестких ограничений не обязательно приводят к стратегическим выгодам для США, заключает The Atlantic Council.

Повторно введенные санкции, несомненно, нанесли мощный удар по иранской экономике. По оценкам Международного валютного фонда ВВП Ирана сократится, как минимум, на 6% в период с марта 2019 по март 2020 гг. - серьезная рецессия, хотя далеко не коллапс. До выхода США из СВПД экономика Ирана стремительно восстанавливалась от депрессивных уровней, наблюдавшихся с 2011 по 2016 гг. (то есть до заключения ядерной сделки).

Если верить утверждениям Вашингтона, что санкции всегда приводят к изменениям в региональной политике Ирана, то можно было бы ожидать уменьшение влияния Ирана в период с 2011 по 2016 гг. Однако, события и тенденции показали прямо противоположный эффект или, в лучшем случае, можно сказать, что санкции и региональное влияние Ирана независимы друг от друга.

В 2013 г., в период максимального экономического давления на экономику Исламской Республики, Тегеран вмешался в гражданскую войну в Сирии: предпринял решительные шаги для сохранения власти режима Башара Асада. Иран не только направил своих советников из Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) для помощи в организации обороны режима Асада, но и стал инициатором вооруженного вмешательства ливанской "Хезболлы" в Сирию на стороне Асада. Более того, санкции не помешали Ирану ежегодно предоставлять Дамаску кредит на $1 млрд с 2012 по 2016 гг.

В 2014 году, когда международные санкции все еще оказывали серьезное давление на экономику Ирана, Тегеран вмешался в Ирак, чтобы помочь остановить продвижение ИГИЛ к ирано-иракской границе. Иран направил в соседнюю страну советников КСИР для организации и поддержки проиранских шиитских военных формирований, а также для вербовки дополнительных бойцов-шиитов для совместной борьбы с иракской армией против ИГИЛ.

Санкции также не помешали Ирану поддержать хуситов в Йемене. Тегеран помог им не только успешно защищаться от авианалетов возглавляемой Саудовской Аравией коалиции (которая была создана главным образом для ослабления регионального влияния Ирана через разгром хуситов), но и вооружил хуситов до такой степени, что они смогли проводить ракетные обстрелы территории Саудовской Аравии и реально угрожать судоходству в жизненно важном Баб-эль-Мандебском проливе. Более чем через четыре года возглавляемая Эр-Риядом коалиция так и не смогла одержать победу и отчаянно ищет пути выхода из конфликта.

В 2019 году чиновники администрации Трампа утверждают, что кампания максимального давления уже уменьшила региональное влияние Ирана. В частности, они ссылаются на заявление “Хезболлы” (основным спонсором которой является Тегеран) о необходимости общественных пожертвований, что якобы указывает на финансовые трудности организации. Однако нет никаких подтверждений того, что Иран или “Хезболла” сворачивают помощь режиму Асада. Они продолжают активно участвовать в военных действиях в Сирии. Не изменилась политика Тегерана в Ираке и Йемене.

Санкции США могут потенциально побудить Иран начать переговоры по заключению новой версии СВПД, которое может включать некоторые уступки со стороны Тегерана, в том числе по разработке баллистических ракет. Но поскольку региональная деятельность Ирана лежит в основе его идеологии и стратегии защиты революционного режима, почти наверняка, не будет никаких изменений в его региональной политике из-за американских санкций.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 30, среднее: 4.57 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
США не удается изменить

Поделитесь с друзьями: