Слухи о преждевременной кончине отечественного судостроения сильно преувеличены.
Именно с этой известной всем цитаты Марка Твена начал свое выступление на VIII Форуме VESTIFINANCE, состоявшемся 31 декабря 2018 года, Президент АО «ОСК» Алексей Рахманов.
Попытка заглянуть в будущее и ответить на вопрос: «Что ждет российское судостроение через двадцать лет?» должна начинаться с анализа прошлого. А совсем недалекое прошлое нашей страны – это дикие 90-ые годы. Когда стояли заводы, не было не то что денег, а даже еды. И судостроение – и военное, и гражданское – не стало исключением. Но выжило, и продолжает работать на благо страны. А в последние годы может даже и гордится определенными успехами. На сегодняшний день в состав Акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» входит 41 дочернее предприятие (18 из них крупнейшие предприятия, которые у все ха слуху: проектные бюро, основные верфи). Приблизительно 80% объемов выручки всего отечественного судостроения генерирует ОСК. В корпорации работают 87 тысяч человек. Ключевая задача, поставленная перед Объединенной судостроительной корпорацией, созданной в 2007 году Указом Президента РФ – выполнение гособоронзаказа и государственной программы вооружений.
При всем при этом, для успешного функционирования и существования корпорация не имеет права концентрироваться только на военном судостроении, по причине того, что военное кораблестроение имеет очень долгую цикличность по времени. Приблизительно 15 лет. Эта цикличность ведет к провалам в производстве. Таким образом, достижение паритета в выручке между военным и гражданским судостроением является нормального существования корпорации.
Глобальные тренды в морской деятельности
Около 80% всех перевозок в глобальной торговле сегодня осуществляется водным путем. Главная причина, почему так происходит – это цена. Современный корейский корабль-конейнеровоз может перевезти в себе одновременно до 10 тысяч контейнеров. Для нас это один из ключевых вызовов.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
При этом, необходимо отдавать себе отчет, что нынешнее разделение труда и те задачи, что ставит пред ОСК государство, неизбежно толкают в необходимость развития и гражданского флота.
К примеру: зарплата китайских рабочих растет таким образом, что они позволяют себе путешествовать, тем самым стимулируя развитие одного из самых элитных видов отдых – морских круизов. На сегодняшний день спрос на круизный лайнер вырос настолько, что практически все построечные места компании, которая имеет опыт в строительстве круизных судов, заняты либо законтрактованы на следующие пять-восемь лет вперед.
Но при этом строительство в Китае начинает терять свою конкурентоспособность и сейчас происходит смена лидера в этом сегменте, как в эстафете. Дальнейшее увеличение доли морских перевозок останется одним из основных трендов. Для этого есть все причины.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
Увеличение автоматизации и снижение количества персонала – следующий тренд. В стоимости перевозки одной тонны груза, либо одного контейнера приблизительно 44% занимает стоимость труда: капитаны, матросы, жизнеобеспечение экипажа и самого судна.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
Водный транспорт и дальше будет оставаться одним из ключевых видов транспорта для перевозки определенных видов грузов. По экономическим и даже по политическим причинам.
Если принять за единицу относительные затраты на тонно-километр перевозки грузов водного транспорта, мы видим, что железнодорожный транспорт дороже в 1,6 раза, а автомобильный чуть более, чем в 20 раз.
А если переложить эту идеологию на выбросы вредных веществ, то мы увидим еще более существенную разницу. А этот фактор в современных реалиях становится уже политическим.
Внутренние водные пути
Необходимо констатировать, что внутренние водные пути России недоиспользованы по сравнению с тем, как это было в советские годы.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
К примеру, основная водная артерия РФ, протяженностью 6,5 тысяч км – река Волга и система каналов. Она соединяет южные и северные моря. Эта артерия, в купе с развитием Каспийского моря дает уникальные решения по доставке грузов из сложнейших логистических точек, к которым можно отнести индийский порт Мумбай.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
Добыча полезных ископаемых
На предприятиях корпорации ОСК произведена крупнейшая добычная гравитационная платформа «Приразломная», на которой сейчас Газпром добывает арктическую нефть. Так же было произведена система самоподъемных буровых установок, которые работают на Каспии, в Туркменистане и на Черном Море. А в 2017 году на месторождении Филановского запущена гравитационная платформа, благодаря которой это месторождение имеет официальную классификацию нулевых выбросов. Т.е. это экологически чистые решения. По мнению Рахманова, рост добычи и спроса на природный газ, в том числе и на сжиженный будет сильно менять спрос на бункеровщики, газовозы, обустройство месторождений, пункты хранения и дальнейшую дистрибуцию. И даже на территории РФ есть интересный спрос на сжиженный природный газ, а, соответственно, и на инфраструктуру и логистику.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
Мировой океан
61% мирового ВВП производится в пределах ста километров от побережья. Все свободные экономические зоны Китая в основе своей родились в прибрежных территориях. По прогнозам, к 20130 году вылов рыбы и аквакультуры будет удваиваться, и аквакультура будет обеспечивать до 12% населения планеты работой и едой. При этом самое большое количество биомассы на планете – это ракообразные во всех их проявлениях.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
В этом контексте строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северной полюс», которая по своей сути будет самодостаточной и всегда находится на плаву, позволяя полярникам находится в одном месте и послать ледоколы для спасения экспедиций; и спущенное уже на воду исследовательское судно «Алмаз» дадут России основу для дальнейшего исследования Мирового океана.
Технологическое развитие судостроение в следующие 20 лет
Безэкипажность диктует и определяет спрос на интеллектуальную систему управления и технологию навигации и связи. Таким образом, как и в автомобилестроении, коммуникация между судами и портами, автоматизация всех процессов будут главными направлениями развития отрасли. Использование новых материалов и технологии их обработки – это непрерывный процесс, в который Россия вовлечена уже на протяжении 60 лет. Мало кто умеет делать так, как умеем делать мы: мы уже умеем строить прочные паруса, варить титан толщиной больше 110 мм, сваривать конструкции, которые выдерживают погружение на глубину до 12 км.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
Композитные материалы. Корпорация стала первой компанией, которая сделала методом диффузии крупнейший корпус, сделанный из стеклопластика, длиной 79 метров и высотой борта 8 метров. Причем это было сделано в одну заливку, все выложено насухую, подсоединены трубопроводы, создали вакуум и качнули смесь из отвердителя со смолой. Тем самым сформировали корпус разнотолщинный, тем не менее требующий усилений, но, по крайней мере, это станет основой для большинства наших минных тральщиков.
Ну, и сотовые структуры, алюминиевые, композитные – это все то, что будет влиять на облегчение и на упрощение интерьеров, тем не менее обеспечивать пожаробезопасность любого из наших судовых решений.
А цифровизация – это не что иное, как конкурентноспособность в проектировании и создании кораблей и судов, а так же в появлении новых сервисов. Прежде всего роботизацию и беспилотные системы, которые абсолютно очевидны, например, в военном кораблестроении ради спасения жизни человека.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)
Прежде всего, это паруса, которые представляют из себя жидкокристаллическую солнечную батарею, это карбоновые мачты с автоматическим управлением и с возможностью складывания и маневрирования по ветру, которое не требует человеческого участия. Это отсутствие, за исключением аварийного дизель-генератора, источников энергии и возможность рекуперации силы ветра двумя азиподами, которые работают в режиме генерации и позволяют давать на эту яхту 500 киловатт электроэнергии в любой момент времени при потере скорости движения по ветру один узел или два узла, что-то приблизительно так.
Это означает, что если завтра возникнет критическая необходимость создать экологические сухогрузы и танкера у нас и у всего человечества будет технология, к которой можно обратиться.
Еще один пример технологического развития – первая в мире плавучая атомная электростанция, которая генерирует 150 мегаватт тепла и 75 мегаватт электричества. К середине 2019 года эта электростанция встанет на постоянную работу в городе Певек, заменяя, по сути, работу Билибинской атомной станции.
Цитата:
![](/files/vesti_finance/2018-11-01/15424014073515.jpg)