InvestFuture

Трамп подстегнул новую волну Евразийской интеграции

Прочитали: 960

Отмену ядерной сделки Ирана нельзя отклонить визитами или требованиями Меркель, Макрона или Мэй. Дональд Трамп отказался возобновить соглашение, официально известное как Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA), выведя США из сделки. На самом деле, для Вашингтона мало что изменится, поскольку США не отменяли санкции против Ирана в 2015 году, а взаимное доверие оставалось на минимальных уровнях.

Шаг США, который не вызывает удивления, обусловлен четырьмя фундаментальными факторами: связью между администрацией Трампа и израильским правительством Нетаньяху; соглашением между Мохаммедом бин Салманом и Дональдом Трампом о приобретении оружия на сотни миллиардов долларов, а также инвестициями в США; непосредственная нацеленность на европейских союзников, таких как Германия, Франция и Англия; желание угодить антииранским ястребам, которым Трамп окружил себя в своей администрации.

Премьер-министр Израиля Нетаньяху и саудовский крон-принц Мохаммед бин Салман объединены против Ирана и в настоящее время публично закрепляют свой союз, который до сих пор сохранялся в тайне. За последние 12 месяцев наблюдалось постоянное политическое сближение между Саудовской Аравией и Израилем, которое основывалось на антииранских интересах. Антииранская риторика Трампа пользуется поддержкой Нетаньяху и бин Салмана. А это уже является основой для поворота политики США на 180 градусов, что уводит ее в сторону от того, чего добилась предыдущая администрация, заключив ядерное соглашение.

Саудовские деньги и политическая поддержка Израиля (а также давление неоконсерваторов в США) являются важными для администрации Трампа факторами, особенно, учитывая, что они связаны с внутренней политикой и должны иметь дело с расследованием Мюллера, которое раздражает президента США.

Потребность Трампа окружить себя такими фигурами как Помпео, Хаспел и Болтон показывает желание потакать глубинному государству, а не бороться с ним. Трамп, похоже, пришел к выводу, что лучше вести переговоры и приходить к взаимопониманию с глубинным государством, чем пытаться осушить болото, как он и обещал во время своей предвыборной кампании.

Решение о JCPOA последовало на волне ряда других заметных стратегий: антиобамовская, произраильская, антиевропейская или стратегия в пользу Саудовской Аравии. В течение нескольких лет Вашингтон боролся со среднесрочным стратегическим мышлением, причем решения зачастую принимались под влиянием эмоций или на фоне постоянной внутренней борьбы между элитами.

Самый последний пример касается JCPOA, что, похоже, подтверждает довольно очевидную тенденцию последних двух лет. В первую очередь Вашингтон начинает думать об Америке, уделяя больше внимания внутренним вопросам, а не поддержанию либерального мирового порядка и поддержанию глобального статус-кво.

Похоже, Трамп вообще не руководствуется какой-либо логикой или определенной стратегией: возобновляются санкции в отношении России, устанавливаются торговые тарифы для Китая, нарушается договоренность по JCPOA, Сирия подвергается постоянным бомбардировкам, отмечается стремление к беспрецедентному сближению с Северной Кореей. Бесполезно искать здесь какой-либо логический ход мысли и уже тем более грандиозную стратегию, объясняющую цели Вашингтона. Политики в столице США руководствуются краткосрочными целями: стремятся угодить Нетаньяху и денежным мешкам, таким как бин Салман; наказать Россию; угрожать призраком торговой войны; заставить союзников больше платить за оборону (НАТО); не позволить европейским компаниям сотрудничать с важными партнерами в Иране и даже России (Северный поток-2).

Все это ведет к расколу даже среди самих европейских союзников: Франция и Англия готовы бомбить Сирию и угрожать Ирану, Германия и Италия выступают против таких шагов, руководствуясь основами международного права и необходимостью развития дипломатии.

С отменой JCPOA и возобновлением санкций в отношении России кажется, европейские страны, наконец, намерены утвердить свой суверенитет, установив законы против этих вредоносных действий США. Европарламент намерен принять новый закон, который будет запрещать выплату штрафов властям США какой-либо европейской компанией, в отношении которой установлены санкции за ее отношения с Тегераном. Вашингтон хочет заставить своих европейских союзников выбирать между сотрудничеством с Тегераном или Вашингтоном. Это настоящий мафиозный шантаж, который надоел уже даже Брюсселю и который заставляет противостоять, применяя совершено конкретные действия.

Кажется, Трампа мало беспокоят среднесрочные и долгосрочные последствия его действий, похоже, он не заинтересован в гармонизации отношений с союзниками, особенно с Германией Меркель. Вашингтон имеет отрицательный баланс в торговле с Германией, превышенный только Пекином. Единственная точка соприкосновения между Обамой и Трампом касается протеста против саботажа в отношении «Северного потока-2» (трубопровод, соединяющий Россию и Германию).

Если о стратегическом мышлении Трампа говорить не приходится, речь идет только о краткосрочных целях, связанных с тем образом его самого, который он любит представлять (эдакого жесткого парня, который выполняет предвыборные обещания, например, в отношении иранского соглашения), то практический эффект такого поведения - это стратегия, которая не имеет никакого смысла с американской точки зрения.

Именно стратеги в американских аналитических центрах заронили зерно будущих действий Трампа, и вина за последние 15 лет неудачной политики может быть отнесена на их счет. Они и есть реальные архитекторы формирующегося многополярного мира, и они непреднамеренно работают на ускорение падения американского однополярного влияния.

Но эти политики заблуждаются, думая, что шаги Трампа - введение санкций в отношении России, воинственное присутствие на Ближнем Востоке, выход из JCPOA - являются прекрасной возможностью для достижения ряда стратегических целей, которые были потеряны за последние несколько лет.

Расчет стратегов ошибочен, последствия совершенно противоположны тому, что ожидалось, однако эти самопровозглашенные эксперты, ослепленные деньгами десятков лобби, становятся жертвами собственной пропаганды, настаивая на реализации многих стратегий, которые наносят ущерб интересам США во всем мире и в ближневосточном регионе в частности.

Стратеги таких аналитических центров как Институт Брукингса или Центр стратегических и международных исследований (CSIS) более чем убеждены в том, что сильное давление на Иран остановит расширение Шиитского полумесяца на Ближнем Востоке и в целом влияние Ирана на регион (от Тегерана до Бейрута через Багдад и Дамаск).

По их мнению, санкции в отношении России и Ирана должны блокировать европейскую энергетическую независимость, которая в противном случае была бы достигнута путем сотрудничества с обеими странами. Возрожденный воинственный настрой в регионе имеет тенденцию противостоять российскому присутствию, пусть даже только психологически, и подтверждает готовность Вашингтона сохранять приверженность региону и отстаивать там свои интересы.

Этот последний момент имеет огромное значение с точки зрения стратегии на мировом уровне, а Саудовская Аравия остается ключевым партнером в этом отношении, американское присутствие в регионе наряду с антииранской стратегией также служит тому, чтобы угодить важному союзнику Саудовской Аравии, с которым все больше пытается наладить отношения Пекин, проводящий конвертацию нефтеюаня в золото.

Вашингтон становится все более изолированным в своей экономической и военной политике. Визит Меркель в Россию подтверждает желание создать альтернативное пространство между Брюсселем и Вашингтоном. Победа в Италии двух партий, решительно выступающих против новых войн и аннулирования JCPOA и особенно санкций против России, создаст почву для формирования нового альянса, который будет акцентировать внимание на внутренних разногласиях внутри Европы. Макрон, Меркель и Мэй - все они борются с сильным кризисом популярности у себя дома, что явно не играет им на руку в процессе принятия решений.

Точно такие же проблемы касаются бин Салмана, Трампа и Нетаньяху в их странах. Эти лидеры считают, что они должны придерживаться агрессивной политики, чтобы облегчить внутренние проблемы и разногласия. Они пытаются найти общую стратегию, часто демонстрируя совершенно шизофреническое поведение, которое противоречит факту того, что они должны находиться по одной стороне баррикад с точки зрения установления необходимого мирового порядка.

Напротив, Китай, Россия, Иран, а теперь и Индия, пытаются реагировать на западное безумие рациональным, умеренным и взаимовыгодным поведением. В конечном итоге европейцы, возможно, начнут понимать, что будущее заключается не в том, чтобы конкурировать с Израилем, Саудовской Аравией и США. Кажется, Трамп предложил прекрасную для европейских лидеров возможность отстаивать свой суверенитет и начать отходить от своей традиционной вассальной преданности Вашингтону.

Трудно представить себе раскол, который случится в одночасье, однако шансы на то, что столицы Европы вступят в столкновение с Вашингтоном, уже не кажутся столь нереальными. И все это к удовольствию Москвы и Пекина, которые стремятся включить Европу в свой мегаевразийский проект в качестве четвертого компонента после Азии, ЕС и Ближнего Востока/Персидского залива.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 25, среднее: 4.48 из 5)
InvestFuture logo
Трамп подстегнул новую

Поделитесь с друзьями: