Банк России выступил с предложением существенно увеличить дифференциацию водителей по стажу и возрасту при заключении страховых договоров ОСАГО.
Заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин рассказал журналистам о планируемых мерах по увеличению страховых категорий в ОСАГО до 50 вместо текущих 5. Он также заявил о том, что предлагается ввести требования к агентам, которые продают полисы, а также ввести изменения в систему присвоения коэффициентов "бонус-малус".
Владимир Чистюхин отметил, что по итогам прошлого года рынок ОСАГО показал значительный убыток, при этом страховые компании пытаются исправить данную ситуацию за счет добросовестных водителей. Зампред ЦБ РФ признал, что новая система предполагает увеличение стоимости ОСАГО в среднем для водителей.
"По итогам 2017 г. ОСАГО по стране принесло убыток страховому рынку, он составляет 14,8 млрд руб. Данные могут корректироваться, но только в сторону увеличения. Убыточность ОСАГО бьет не только по страховым компаниям, она очень серьезно затрагивает потребителя, потому что они, чтобы справиться с этой убыточностью, начинают использовать механизмы перекрестного субсидирования хорошими водителями тех убытков, которые получают от аварийных водителей. То есть фактически водители менее аварийные, добросовестные, соблюдающие ПДД, вынуждены платить по тарифам больше, чем если бы оценивался исключительно их статус, оценка их рискованности.
Предполагается увеличение количества страховых сегментов по возрасту и стажу водителя до 50, сейчас действует всего пять. Внутри сама система коэффициентов нейтральна к изменениям, то есть не предполагается общего увеличения страховой премии, но для каждой отдельной категории может быть либо увеличение, либо понижение.
С учетом расширения тарифного коридора мы планируем для наиболее рискованных водителей ограничить [рост тарифа] на 5% на данном этапе. Потом будем эту дифференциацию увеличивать.
Для большей индивидуализации тарифа мы предлагаем обсудить возможность дополнительных факторов тарификации, таких как возраст транспортного средства, модель ТС, экологические характеристики.
Мы предполагаем создать реестр агентов ОСАГО и ввести квалификационные требования к ним, потому что та вариативность методик, которая будет реализовываться при индивидуализации тарифа, она требует четкого понимания страхового продукта. Без квалификационных требований к агентам реализовать эту модель качественно будет сложно.
В новой системе мы предполагаем, что каждому водителю коэффициент "бонус-малус" будет присваиваться один раз в год, действовать целый год. При задвоении коэффициентов выбирается наименьший, то есть наиболее выгодный потребителю.
Мы провели несколько базовых прикидок, чтобы было понимание, что может измениться в связи с изменением тарифного коридора. Приблизительно средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., сейчас этот средний водитель платит 5,8 тыс. руб. за полис. По дешевому полису стоимость составит 1,7 тыс. руб., тогда как сейчас она составляет 1,5 тыс. руб.".