За последние 40 лет явка избирателей на выборах в Европарламент неуклонно падала.
В 1979 году при первом голосовании она составляла 62%, в 2014 году ─ 43%. Сейчас предстоит очередное, критически важное голосование. И блок, похоже, потерял еще одного постоянного и долгожданного участника европейской политики: Россию.
Британский дипломат Джайлс Портман заявил в понедельник, что вмешательство Кремля до сих пор было «не таким очевидным», чем в предыдущих европейских голосованиях. Согласно данным информационного агентства Associated Press, технологические фирмы пока не обнаружили признаков крупномасштабной скоординированной операции со стороны иностранного субъекта.
Это не значит, что русские молчат. Профили в соцсетях, связанные с Россией, «распространяют дезинформацию, поощряют раздоры и усиливают недоверие», сообщает New York Times. Вот уже несколько месяцев государственные новостные агентства, такие как RT и Sputnik, в популистском тоне освещают такие спорные темы как Движение желтых жилетов во Франции, отмечает Портман. Он считает, что подобное освещение является продолжением идеи о крахе Европы, о том, что элиты не обращают внимания на простых людей, что ценности Европы находятся под угрозой».
Однако пока нет признаков активности такого же масштаба, как было во время прежних скоординированных кампаний, отслеживаемых ЕС. Целевая группа ЕС по борьбе с дезинформацией из России считает, что пока рано делать какие-либо выводы, учитывая, что выборы заканчиваются в воскресенье.
«Относительное отсутствие активности в России может быть признаком эффективной работы программы ЕС против дезинформации. В рамках плана, запущенного в декабре, выросло вдвое финансирование команд, отслеживающих и опровергающих ложные новости. Однако его общий бюджет по-прежнему является лишь частью от 1,1 млрд евро ($1,2 млрд), которые, по оценкам ЕС, расходуются Россией на создание ложной информации. Блок создал систему оповещения, позволяющую координировать реакцию государств-членов на кампании по дезинформации, инструмент, который еще не использовался», - говорится в материале издания Quartz.
Отсутствие вмешательства со стороны России может говорить об отсутствии общего интереса к выборам. Многие европейские граждане не могут реализовать свои избирательные права, потому что чувствуют себя далекими от политики Брюсселя. «Европейские выборы сами по себе не так широко обсуждаются в социальных сетях, меньше, чем предыдущие национальные избирательные кампании, за которыми мы наблюдали», ─ говорит Нахема Марчал, один из авторов недавнего доклада Oxford Internet Institute по вопросам дезинформации на выборах.
Внутренний враг
Еще более пугающая теория кажущегося отсутствия вмешательства, высказанная некоторыми европейскими аналитиками, заключается в том, что России не нужно прикладывать много усилий, чтобы распространить дезинфомацию. Крайне правые сами успешно применяют эти тактики. Одна из них заключается в том, чтобы на страницах Facebook, сфокусированных на безобидных темах, типа музыки или путешествий, размещать ссылки на экстремальный политический контент.Так, издание Times отмечает, что подобная активность отмечается в Италии на страницах, которые поддерживают крайне правую партию «Лига Севера» и популистскую Партию «Движение пяти звезд»: «В этих группах звучат высказывания в кремлевском тоне. В итоге становится крайне трудно отличить, где российская пропаганда, где дезиформация крайне правых, а где реальные политические дебаты».
Отчет Oxford Internet Institute поддерживает эту идею. В нем говорится о том, что большинство «фейковых новостей», опубликованных в Твиттере, в которых упоминаются выборы на этой неделе, поступили из «доморощенных» новостных агентств. Лишь небольшая часть материалов поступила из российских источников, RT и Sputnik. В исследовании, опубликованном во вторник, 21 мая, рассматривалось 140 тыс. твитов, размещенных в апреле, со ссылками на новости.
Согласно исследованию, самые экстремальные и вводящие в заблуждение материалы, набравшие популярность в Facebook, пришли с европейских сайтов: французского Damoclès, шведского Fria Tider и польского Publiszer. Они сосредоточены на антиисламских и антииммигрантских настроениях, на темах терроризма и преступности.
В отчете Oxford Internet Institute говорится, что количество новостей из достоверных европейских источников в Facebook превышало число «фейковых новостей». Тем не менее, именно экстремальные и вводящие в заблуждение материалы о выборах в Европарламент набрали наибольшее количество лайков и комментариев в апреле.
Сосредоточив внимание на внешних угрозах, ЕС упустил из виду того факт, что вредоносный контент производится внутри его собственных границ. На этот раз европейцам не придется иметь дело с российской проблемой. Им придется иметь дело с самими собой.