Среди стран ОЭСР растет доля государств, активы частных пенсионных фондов которых аккумулируют у себя от 50% до 100% национального ВВП. Однако в будущих выплатах доля поступлений от них пока не превышает 46% — государственные пенсионные системы по-прежнему нужны для снижения рисков неэффективных вложений и некорректного расчета продолжительности жизни, констатирует ежегодный отчет ОЭСР.
В мире растет роль частных пенсионных систем, однако долгосрочную надежность выплат по-прежнему обеспечивают государственные страховые модели. Такие выводы можно сделать из опубликованного вчера доклада ОЭСР "Взгляд на пенсионные системы-2016". Объемы средств частных пенсионных фондов в последние 15 лет растут во всех странах ОЭСР. Если в 2000 году число стран, в которых средства фондов превышали 50% ВВП, достигало 10, то теперь их 13. Также, если раньше в ОЭСР было четыре страны с накоплениями фондов свыше 100% ВВП, то к 2015 году их насчитывалось уже семь. Значение частных пенсионных систем выросло на фоне в том числе реформ, инициированных правительствами многих стран для снижения влияния государственного пенсионного обеспечения. Так, в 27 из 34 стран ОЭСР за последние четыре года прошли реформы пенсионного возраста: растущее число пожилых пока остается главным риском финансовой стабильности национальных пенсионных систем.
Однако важность государственных пенсионных систем нельзя недооценивать: выплаты из солидарных пенсионных систем могут компенсировать просчеты, допущенные при управлении частными пенсионными вложениями. Основой для таких просчетов может стать как некорректный прогноз продолжительности жизни вкладчиков фонда, так и ситуация на рынке ценных бумаг. В то время как процентные ставки по банковским вкладам остаются небольшими, не растут и выплаты по гособлигациям — основному инвестиционному инструменту пенсионных фондов стран ОЭСР. Поэтому роль выплат из частных пенсионных фондов даже в пенсиях населения Чили, Нидерландов, Великобритании и США не будет превышать 46%, констатирует исследование. "Накопительная пенсия как система предлагает некоторые преимущества в условиях старения населения, низкого экономического роста и низких процентных ставок, но люди несут больший персональный риск и ответственность за свои финансовые вложения. Безусловно, нужно инициировать различные реформы, которые могли бы обеспечить более высокое качество управления пенсионными деньгами",— отмечает генсек ОЭСР Анхель Гурриа. По мнению экспертов ОЭСР, в связи с растущей сложностью пенсионных предложений фондов необходимы политические решения по повышению финансовой грамотности населения. Подача информации о возможностях того или иного пенсионного фонда должна регулироваться на манер договоров с банками, а где это возможно, она должна быть стандартизирована, тогда сведения о потенциальных пенсионных планах могут быть сведены в единую базу данных вместе со специальными калькуляторами, что позволит будущим пенсионерам анализировать возможности фондов самостоятельно.
С точки зрения мировых трендов развития пенсионных систем в России переход к смешанной системе пенсионного страхования также неизбежен. Напомним, Минфин и ЦБ в этом году предложили взамен уже фактически не функционирующей государственной накопительной системы частную — так называемый пенсионный капитал. Согласно замыслу ведомств, тариф отчислений в обязательную страховую часть пенсии нужно установить на уровне 22%, а для накопительной пенсии ввести дополнительный тариф до 6% с госгарантиями накоплений, вычетом по налогам и ограниченной собственностью на эти сбережения. При этом маловероятно, что предлагаемая реформа будет последней хотя бы на какой-то период: бюджет ПФР де-факто уже формируется со ставкой отчисления 22%, при этом в 2016 году правительству пришлось отказаться от положенной по закону индексации выплат, заменив ее одноразовой прибавкой к пенсии в размере 5 тыс. руб. Если поступления в страховую часть не будут расти, в ближайшее время выплаты пенсионерам начнут сокращаться, так как отношение числа получателей пенсии к работающим к 2030 году вырастет почти вдвое.
По словам директора Научно-исследовательского института Минфина (НИФИ) Владимира Назарова, "как накопительная, так и чисто страховая распределительная системы не обеспечивают полной защиты от риска бедности. Это подтверждает пример Чили — эта страна одной из первых создала экспериментальную пенсионную систему, основанную только на пенсиях накопительного типа. Во время экономического кризиса 2008-2009 годов население обнаружило, что размер такой пенсии не способен обеспечить прожиточный минимум. После окончания кризиса стоимость накоплений выросла, но урок был усвоен, и в Чили в дополнение к накопительной компоненте создали аналог российской базовой пенсии (подробнее см. "Онлайн")".
Анастасия Мануйлова