InvestFuture

Почему Кругман и Бернанке неправы

Прочитали: 576

Развитые экономики с финансового кризиса 2007–2008 гг. страдают от низкого роста, рецессии и даже депрессии. Их пытаются стабилизировать и перезапустить от внешнего источника с помощью монетарных и фискальных инструментов. Успехи этой политики выглядят не очень впечатляющими. Экономика США растет медленными темпами, Европа благодаря еврокризису погружается обратно в рецессию. Нужно что-то делать, правда ведь? Я больше в этом не уверен.

Есть такое популярное определение помешательства: это когда кто-то снова и снова делает те же самые вещи, в каждом случае ожидая другого результата. Я не утверждаю, что Федрезерв и Бен Бернанке помешались. Но после почти четырех лет нулевых ставок (которые сохранятся до конца 2014 года), двух раундов количественного смягчения и операции «Твист» – в результате чего баланс Федрезерва утроился – стоило бы признать, что монетарная политика не обеспечивает реальной поддержки экономики.
Банк международных расчетов открыто заявил об этом в своем последнем годовом отчете: «Сама по себе мягкая монетарная политика не может решить проблем платежеспособности и глубоких структурных проблем. Она позволяет выиграть время, но может в действительности лишь привести к потери времени, таким образом задержав самопроизвольное восстановление. Монетарная политика не может заменить мер, направленных на ликвидацию причин финансовой нестабильности и слабости экономики».

Многие из развитых экономик застряли в ловушке ликвидности; низкие процентные ставки уже не могут побудить закредитованные домохозяйства занимать еще больше. Более того, плоская кривая доходности снижает доходность финансовых посредников, откладывая оздоровление их балансов и определенно не побуждает их кредитовать больше.

Нобелевский лауреат, колумнист «Нью-Йорк Таймс» и самопровозглашенный «настоящий кейнсианец» Пол Кругман утверждает, что, когда процентные ставки так низки и каждый кажется готов дать правительству денег под супер-низкий процент, особенно в США, расходование бюджетных средств, не обеспеченных доходами (формирование дефицита бюджета), – правильный способ оживить экономику. Это совет, который Кейнс – великий английский экономист, одним из первых говоривший о ловушке ликвидности, – дал бы нам сейчас.

Но если учесть, что в последний год дефицит бюджета США составлял умопомрачительные 8,5% ВВП и, согласно прогнозам, останется на этом уровне в 2012 году, следует сделать вывод, что фискальная политика не дает результата в виде поддержки реальной экономики.

Кроме того, Кругман в своей книге утверждает, что размер дефицита бюджета, наблюдаемый в последние пять лет в США, благодаря которому государственный долг взмыл к астрономическим $15 трлн, что составляет более 100% ВВП, на самом деле недостаточен. Это сомнительное рассуждение не может быть на самом деле никак развенчано. Кругман всегда говорит, что если бюджетные траты не приводят к результату, то это только потому, что они недостаточны. Кидайте еще больше денег в костер, кажется, говорит он. Но как долго?

После пяти лет пробуксовки в развитых странах настало время признать: процесс оздоровления чрезмерно закредитованного общества будет длинным и болезненным. Просто швырять деньги в экономики, заливая пожар ликвидностью и увеличивая долг, одновременно думая, что это решит все наши проблемы, очевидно, нельзя.

Источник: Slon

Оцените материал:
InvestFuture logo
Почему Кругман и

Поделитесь с друзьями: