Петр Бобрик, Специалист Отдела инновационных торговых систем
Акции
Всю неделю шла долгожданная очистительная коррекция. Она зажила собственной жизнью.
В начале недели на рынках доминировал фактор заседания ФРС, перед которым традиционно происходит закрытие многих длинных позиций. Тем более в такой перекупленной ситуации, которая образовалась после январского ускорения. Дополнительно на рынки давили тревожные ожидания возможных торговых санкций США против Китая, Евросоюза и России, но это впоследствии не реализовалось. А точнее реализовалось, но в сильно усеченном варианте.
Само заседание ФРС вышло умеренно ястребиным, с обещаниями дальнейших повышений ставок и разгона инфляции. В этом отношении ускорение падения фондовых индексов в четверг и пятницу фундаментально обосновано.
Тем не менее, до середины пятницы ситуация не выглядела брутальной. Главный обвал недели случился уже вечером, когда многие мировые биржи были уже закрыты. Поэтому в понедельник можно ждать новой порции негатива чисто по инерции и из соображений арбитража.
Пока СМИ рассматривают произошедшее как коррекцию. На технических характер снижения указывает тот факт, что в первую очередь падают те сектора, кто еще недавно сильнее всех рос. Например, девелоперы.
За пределами Америки мировые фондовые индексы также падали, но по-разному. Индекс S&P падал только в понедельник и пятницу, а все остальное время успешно изображал видимость боковика. В Европе падение резко ускорилось после среды, т.е. после заседания ФРС. Китай и ряд его соседей падали всю неделю почти равномерно. Поэтому неправы те, кто говорит, что падение было чисто американским явлением, обусловленным фактором закрытия позиций перед выходными на фоне общей неопределенности. Коррекция началась еще до Америки. Тем более, что не только в Америке, но во всем мире капитализация фондовых рынков после января зашкаливала. Еще в среду был обновлен очередной максимум.
И поэтому потребность в коррекции ощущалась очень сильно.
В результате недельного падения уже достигнуты весьма значительные результаты.
Если считать в пунктах, то в пятницу было крупнейшее снижение с 2008 года. Но если считать в процентах, то это хотя и крупное, но все-таки штатное снижение чуть более двух процентов. Это не -22%, как было в 1987 году.
С качественной точки зрения снижение пока также незначительно. С сентября выросли чуть менее 500 пунктов. А снижение от максимумов около более -120. Даже до первого фибоначевского уровня поддержки около 37 пунктов еще далеко. С точки зрения техники можно лишь говорить о достижении -50% с январского ускорения. А также о том, что неделя закончилась аккурат на линии тренда с середины ноября. Но это уровни от ускорений волны, а не от самой волны. Другими словами, пока коррекция от избытка сил, а не от истощения.
Примечательно, что в отличие от двух недель ранее, статистика была на этот раз позитивной. Было много положительных удивлений, хотя и не очень большой силы. Среди них промышленные данные в США и Японии, расходы на строительство, европейские настроения. А особенностью недели стало практически полное отсутствие значимого негатива, самым крупным из которого было некоторое снижение длительности рабочей недели в Америке. Согласитесь, что от такого фондовые индексы не падают на проценты. Суммируя, статистика никак не могла стать поводом для начала коррекции.
Несмотря на резкое увеличение темпов роста в январе, он во многом был поддержан результатами корпоративных отчетов. Даже на длинных графиках данные за четвертый квартал выделяются своим оптимизмом. Как по прибылям, так и по выручке.
В конце недели от корпоративных отчетов пришел первый крупный негатив, Alphabet, родительская компания Google, понесла убыток в размере $3,02 млрд или $4,35 на акцию по сравнению с чистой прибылью в размере $5,33 млрд или $7,56 на бумагу, зафиксированной годом ранее Это произошло из-за потерь в $9,9 млрд вследствие изменения налогового законодательства в США. Этот результат назывался одной из локальных причин падения во второй половине недели. Но он в одиночку не мог изменить общей бравурной тональности идущего сезона корпоративной отчетности.
Поэтому показатель перекупленности P/E, в отличие от фондовых индексов, изменился за январь незначительно, поднявшись чуть выше 25. Еще пару лет назад Китай торговался при 40. Поэтому текущее значение не является чрезмерным, когда очень нужно падать.
В основе взлета финансовых показателей мировых монополистов лежат общие макроэкономические причины. Темпы роста ВВП за 4 квартал в США +2,6%, в еврозоне +2,7% (наибольший рост с 2008 года), в Китае +6,7%. Рост прибыли и выручки вполне обоснован с фундаментальной точки зрения и вполне может быть продолжен. В этой точки зрения текущая коррекция не имеет больших перспектив и скоро должна закончиться.
Поэтому ситуация в акциях не могла быть причиной для столь масштабного падения. Негатив должен прийти из других секторов. Поскольку секторов немного, то нетрудно найти эпицентр бед в виде сужения доступной мировой ликвидности, которое происходит ориентировочно с декабря прошлого года. Напомним, что именно с конца прошлого года началось формальное снижение баланса ФРС.
Банк Японии, хотя формально и не объявлял о снижении интенсивности своего QE, но он сделал это автоматически. Напомним, что ранее он объявил, что не будет привязываться к конкретному объему интервенций, а будет добиваться нулевой доходности по десятилетним бумагам. Еще в прошлом году это требовало очень больших объемов скупки бумаг с открытого рынка. Однако с ростом мировых ставок, нулевая доходность начала получаться самостоятельно, практически не требуя вмешательства Центробанка. Откуда и резкое падение японского QE.
На это наложились растущие дефициты средств государственных американских бюджетов. Графики доллара и облигаций показывают, что их падание началось ориентировочно с середины декабря и с этого момента темпы падения лишь ускоряются. Другими словами, объемы продаж госдолга (преимущественно короткого, поскольку другой пользуется меньшим спросом) начали возрастать при одновременном начале продаж от ФРС длинных бумаг. Причем не исключено, что именно за счет средств от этих продаж было простимулировано январское ускорение акций.
Снижение объемов государственных покупок облигаций привел к росту ставок. В свою очередь это привело к высокому дифференциалу доходности между секторами облигаций и акций, на что аналитики обращают внимание более двух месяцев. Постепенно количество перешло в качество, что и привело к масштабному бегству денег в безрисковые облигации.
Также следует упомянуть в качестве важной причины падения общемировой ликвидности проблемы на рынке криптовалют. Падание капитализации за неделю составляет порядка сотни миллиардов долларов, что очень существенно и вполне может потянуть на последнюю каплю в этой взрывоопасной ситуации.
Перейдем к прогнозам.
Поскольку компании сейчас получают высокие доходы, то желающие могут начать пытаться играть на отскок уже от текущих промежуточных сопротивлений. Вроде фибоначчи или 50% уровня от январского роста. Но только в короткую. Есть общее правило – желательно не ловить падающие кирпичи. Что с позиций высокой теории звучит утверждением-тавтологией, что тренд продолжается до тех пор, пока не сам не покажет признаки окончания. А таковых пока не наблюдается.
В более долгосрочной перспективе важно понять, насколько эта коррекция может перерасти в долгосрочное и сильное падение. Как говорилось ранее, с точки зрения экономики это маловероятно. А вот с точки зрения сбалансированности мировых финансов, а также мировой политики проблемы не только есть, но они и нарастают. В этой ситуации американская экономика может стать автомобилем на полной скорости, у которой вдруг закончится бензин.
Однако, более важно то, что в современных условиях обвал может случиться только тогда, когда на это пойдут (в том числе под осознанием необходимости) ведущие Центробанки. Прежде всего, Американский ФРС. Судя по заседанию в среду, где они собрались поднимать в текущем году ставку несколько раз, они не могут по-другому обеспечить рефинансирование своих облигаций, не поднимая их доходности. В том случае дифференциал доходностей с акциями будет продолжать увеличиваться, что продолжит давить на фондовые рынки. Т.е. сама коррекция может закончиться достаточно быстро, но проблемы останутся надолго.
Применительно к текущей ситуации мне хотелось бы напомнить давнее высказывание бывшего председателя ФРС А. Гринспена, который правил во времена благоденствия американских финансов. Он говорил перед кризисом 1998 года, что десятилетие роста привело к появлению на рынках целого поколения, которые не знают, как бывает страшен медвежий рынок. В этой связи день сурка 2 февраля очень показателен, поскольку заставляет напомнить о фундаментальных законах рыночной экономики с их циклическими подъемами и кризисами. А сурок в этом году очень похож на медведя.
Валюты
Хотя нового минимума на неделе долларовый индекс не сделал, но нисходящий тренд продолжается.
Во многом стабильность доллара на неделе была обеспечена таким временным фактором как заседание ФРС с намеками на скорые повышения ставок. Без этого доллар вполне мог бы обновить очередной минимум.
График отчетливо показывает, что, несмотря на массовый приток капиталов в Америку после одобрения налоговой реформы, нетто продажи долларовых активов должны были возрасти. Точные данные узнаем через месяц. А каким именно путем на этот раз ФРС опустило доллар, скорее всего не узнаем никогда.
График косвенно подтверждает гипотезу о массовой продаже долларовых активов для закрытия текущих кассовых разрывов. Не важно, намеренно это было сделано, или стихийно. В этой связи нелишне напомнить, что в текущем году США надо погасить пиковый объем облигаций на 4 трлн. долларов. При этом наибольший объем приходится на как раз на текущие февраль, март и апрель.
Доллар несколько просел против евро и британского фунта. Зато отыгрался на японской иене, которая на одной технике отскочила от уровня 108,5. Напомним, этот минимум держится с начала 2017 года, и его трудно пробить сразу.
В прошлые года курс иены и доходности по американским облигациям ходили синхронно. Однако ориентировочно с января что-то сломалось.
Даже сильно возросшие доходности уже не привлекают покупателей американских активов. Еще одно косвенное доказательство, что именно необходимость рефинансировать американский долг является сейчас движущей силой роста процентных ставок, и соответственно далее по цепочке всех прочих изменений.
Рост британского фунта был отчасти обусловлен хорошей статистикой и общими надеждами, что ущерб от брексита будет значительно меньше ожидаемого. В результате в середине недели был обновлен очередной максимум вероятности повышения ставки в текущем году до уровней «почти наверняка».
При этом не исключалось даже два повышения. Из текущих цен по срочным контрактам следовало, что наиболее предпочтительные времена для повышений в мае и августе. Впрочем, в свете пятничного падения на акциях, оптимизм может поубавиться.
Спекулятивная позиция по евро достигла максимального уровня за 20 с лишним лет. Такое не каждый год встретишь. Рост евро уже начал приводить к качественным результатам. Впервые за полгода снизились ожидания по инфляции.
Теперь ЕЦБ будет труднее выходить из QE.
В отличие от западных валют, китайский юань обновил очередной максимум против доллара. Тем самым дополнительно затруднил любые обвинения в свой адрес как валютного манипулятора. При этом никакой хорошей статистики или особых новостей по Китаю не было. Индексы деловой активности даже немного снизились. Т.е. дело именно в долларе.
Ключевая тема антикитайских санкций бурлила на неделе. Союз производителей стали ожидаемо подал в администрацию президента прошение задействовать 232 статью и ввести запретительные пошлины на китайскую сталь. Однако, решимости не хватило. Тема отложена на будущее.
Аналогичная ситуация случилась и с Евросоюзом который на неделе официально заявлял о недопустимости санкций, которые могут повредить европейским интересам. В том числе и против России. На этом фронте американское наступление также отменилось. Похоже, уже намечается тенденция паралича внешнеполитической деятельности Америки. А поменять что-то, ничего не меняя, очень трудно.
А вот криповалютам на неделе прошла настоящая резня. Биткоин нырял до 8000. Причем беда пришла оттуда, откуда никто не ждал.
До недавнего времени криптовалюта Tether была в тени своих аналогов. Между тем она принципиально отличалась от прочих. Ведь она была единственной, которая формально была обеспечена реальными активами. Согласно паспорту на каждый Tether полагалось иметь один доллар резервов, которые должны были храниться в отдельном банке на отдельном счете. Поэтому ее цена слабо (по сравнению с прочими валютами) изменялась и крутилась около доллара.
Изначально предполагалось, что она будет играть роль переходника и посредника в расчетах между долларом и криптовалютами, торгуемыми на бирже Bitfinex. Поскольку транзакции являются слабым местом крипты, то ее эмиссия начала идти по экспоненте. Если на начало 2017 года было выпущено всего около 15 миллионов USDT, то на 17 декабря общая капитализация токенов достигла $1 млрд, а на конец января уже 2,2 млрд. Еще раз подчеркну. Де факто это дериватив на доллар, т.е. фактически была увеличена долларовая масса. А это прямое посягательство на полномочия ФРС.
Далее прошел слух, что биржа не выполняла своих обещаний держать залоговые долларовые активы на отдельном счету. Более того, якобы деньги, полученные от продажи токенов, не складывали в кубышку, а на них покупали сами монеты, тем самым устроив пирамиду и дополнительно разгоняя их цены, что удивительным образом совпало по времени со взлетом биткоина до 20000.
Особую тревогу вызывал тот факт, что последний аудит прошел в марте прошлого года. Формальное есть какое-то подобие аудита от сентября, но он официально не закончен и поэтому не может убедить инвесторов. Вечером 30 января, Комиссия по товарным фьючерсам США (CFTC) отправила повестки Bitfinex и Tether, в которых просит их дать объяснение по работе токена, привязанного к доллару США.
Данная история показала, что для того чтобы похоронить крипту, властям даже не надо ничего делать. А надо просто ослабить контроль, который обязателен для любых активов. Это достаточно, чтобы появились желающие разворовать накопленное. Ведь украсть то, что ничего не стоит (биткоин) трудно, а реальные доллары в реальных резервах очень даже легко.
Валюты развивающихся стран нервно отреагировали на падение акций. В целом они падали против доллара. Пока дело не дошло до крупных пробоев, но общее бегство от рисков захватило и тот сектор.
Российский рубль на этом фоне выглядел бодрячком. Даже против бивалютной корзины всего лишь легкий боковик.
Напомним, что в январе было куплено валюты на 257 млрд руб. В феврале ожидается увеличение этой суммы до ориентировочно 300 млн рублей. Но рубль это не останавливает. Россия в данной ситуации воспринимается мировыми инвесторами как островок стабильности. Это, пожалуй, сейчас единственная крупная экономика, где ставки не только не растут, но и падают. По графику трудно предположить, что у России какие-то проблемы с международной легитимностью.
Между тем тема новых санкций против России активно обсуждалась. На неделе демократы открыто потребовали от Д. Трампа наказать Россию. В начале недели министр финансов США заявил журналистам, «Я подозреваю, что вы не видели засекреченную часть доклада. Санкции будут, и они станут результатом этого доклада». Т.е. санкции отложили на потом. Но при этом С. Мнучин доложил президенту, что сейчас санкции контрпродуктивны и больнее ударят по самим США. В результате весь пар ушел в истерики по телевизору.
Среди прочих новостей отмечу статистику по ВВП.
Он стал положительным за год. И это качественно новый результат.
Облигации
Облигации понесли тяжелые потери. Можно даже сказать о черной неделе и даже о начале давно ожидаемого аналитиками краха всего сектора.
Результаты настолько значительны, что их надо уже показывать на длинных графиках.
Как видно, рост ставок перелился через границу Америки и принял глобальный характер. Растут абсолютно все доходности широким фронтом.
В этой связи давно идущий тренд уплощения кривой начал давать первые развороты. Рост длинных доходностей привел к отскоку от низов многих спредов.
Основным финансовым событием недели стало заседание ФРС. Хотя текущие количественные параметры монетарной политики не изменились, но сам тон заявления оказался более ястребиным, чем это предполагалось. По сравнению с прошлым вариантом в заявлении появилось слово Solid по отношению к рынку труда и инвестициям, а также слово further по отношению к поднятию ставок. ФРС ожидает дальнейшее укрепление рыка труда и повышение инфляции до целевых двух процентов, где она должна стабилизироваться.
Все это привело к дальнейшему росту ожиданий, что на мартовском заседании ставка будет повышена. Вероятность этого события рынки оценивают уже под 100%.
А сценарий четырех повышений уже потихоньку из запасного превращается в рабочий.
Комитет единогласно выбрал Джерома Пауэлла в качестве преемника Йеллен. Пауэлл был номинирован президентом Дональдом Трампом и вступит в должность 3 февраля.
В отличие от прекратившего сужаться дюрационного спреда, спред между бумагами развитых рынков и развивающихся пока еще продолжается сужаться за счет сохраняющегося притока средств в активы стран третьего мира.
Может быть, пятничное падение акций сможет остановить этот тренд.
Среди прочих тем напомним, что 8 февраля очередной дедлайн по американскому госдолгу. В прошлые года низкая безработица приводила к выправлению бюджета.
Однако сейчас эта закономерность сломалась.
Товары
В отличие от финансовых активов, товарная группа была стабильна, что дополнительно указывает на доминирующий фактор слабого доллара в текущей ситуации. А также на разгон инфляционных ожиданий.