Современные геополитические реалии в мире привели к разрыву не только транспортно-логистических цепочек, но и технологических. Об этом заявил председатель НПП «Атамекен» Р. Баталов на Евразийском экономическом форуме в Бишкеке.
В чем заключается проблема импорта?
По мнению Баталова, нынешняя ситуация не похожа на уже пройденные кризисы прошлых лет. Перестроить экономику путем изменения логистических и финансовых потоков в обход санкций — недостаточно, это не даст должного экономического эффекта и не снимет проблему импортозависимости Казахстана. А ключевая проблема для многих отраслей промышленности — именно зависимость от иностранных комплектующих оборудования. Например, отмечается сильное удорожание европейских компонентов, необходимых в добывающем секторе экономики страны.
Что Казахстан будет делать с высокой долей импортозависимости?
Готовых и быстрых решений по импортозамещению пока нет. Поэтому, по мнению главы НПП, необходимо проработать пути альтернативных поставок. В некоторых случаях возможна перестройка на другие комплектующие из Китая, Турции, Азии и стран СНГ.
Напомним: в структуре импорта Казахстана наибольшая доля (39%) приходится на поставку машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов. Из них около 29% поставляется из дальнего зарубежья, а 10% — из стран СНГ.
На втором продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (19%), из которых 12% поставляются из дальнего зарубежья, 7% — из стран СНГ.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев