InvestFuture

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО Д.Б.БОГОЯВЛЕНСКОЙ

Просмотры: 1528
Оцените материал:
(оценок: 31, среднее: 4.68 из 5)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО Д.Б.БОГОЯВЛЕНСКОЙ

Термин введен отечественной исследовательницей Дианой Борисовной Богоявленской [р. 1932] и понимается как продолжение мыслительной деятельности человека за пределами заданной ему и решенной им задачи, причем это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами человека, ни внешней оценкой работы. Данный признак может использоваться как критерий оценки творческого потенциала личности. Д.Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня интеллектуальной инициативы: -Первый уровень - стимульно-продуктивный, когда человек достигает решения при самом добросовестном использовании найденного способа/решения. - Второй уровень - эвристический. На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную инициативность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Имея достаточно надежный способ решения, человек продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи. Что проводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения. - Третий, высший уровень интеллектуальной инициативности - креативный, в котором обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приемом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри, сам, без внешней стимуляции, ищет наиболее совершенные, более высокого уровня обобщенности способы их решения. Богоявленская Д. Б., Психология творческих способностей, М., «Академия», 2002 г. ПРИМЕР. «Все мы, в той или в иной степени, обладаем такого рода наклонностями, хотя некоторых из нас та или иная В-ценность задевает или мотивирует куда сильнее других ценностей. Например, эстетически или музыкально чувствительный человек может испытать неловкость, услышав фальшивую ноту. Данную ситуацию можно проиллюстрировать анекдотом об Иоганнесе Брамсе. Некий человек решил немного «попиликать» на пианино, достаточно произвольно извлекая ноту за нотой, аккорд за аккордом, и прекратил игру так же внезапно, как и начал ее. Тогда И. Брамс был вынужден сесть за инструмент и завершить «пьесу» со словами: «Нужно же как-то закончить это дело...» А. Маслоу, Маслоу о менеджменте, СПб, «Питер», 2003 г., с. 225.

Живой словарь бизнес-тренера