Марксистская политическая экономия
школа, этап политической экономии по исследованию капиталистического способа производства. Начиная с середины XIX столетия, в политической экономии выделился новый этап — марксистский, получивший название в соответствии с экономико-теоретическими исследованиями капиталистического способа производства, которые осуществили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Первая попытка сформулировать основные положения собственной экономической теории К. Маркс и Ф. Энгельс предприняли в 1844 г. В качестве исходной точки исследований К. Маркс принял методологическую посылку А. Смита и Д. Рикардо о трудовой стоимости товара, его потребительскую и меновую стоимость. Первоначально политическая экономия К. Маркса и Ф. Энгельса изучала лишь производственные отношения при капиталистическом способе производства, и считалось, что это узкий спектр ее изучения. Но затем она стала классовой наукой и стала называться марксистской политической экономией. Марксизм не был един-ственной теорией общества во второй половине XIX столетия, однако она приобрела много сторонников и исследователей, т. к. в ней нашли отражение не только экономические, но и социально-философские идеи. Основной труд К. Маркса «Капитал» («Das Kapital») состоит из 4-х томов и является первоисточником марксистской теории. В «Капитале» К. Маркс исследует экономический строй, законы развития общества, доказывает неизбежность смены капитализма более высокой общественной формацией. Если в английской классической политической экономии исследование процессов экономического развития общества осуществлено без классового подхода, а переход от стоимости к капиталу рассматривается как простое количественное движение, то в «Капитале» К. Маркса этот процесс рассматривается через качественный скачок, а классовый антагонизм проходит красной нитью через весь этот научный труд и является его сущностью. К. Маркс начинает свое исследование с анализа товара, который по его определению является экономической клеточкой общества. На основе раскрытия факторов двойственности товара — стоимости и потребительской стоимости К. Маркс делает вывод о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. Это открытие, по мнению К. Маркса является основой, на которой базируется понимание всех процессов в экономической науке. Исследуя природу денег, К. Маркс в отличие от А. Смита, считает деньги не техническим орудием, а также товаром, который имеет характер всеобщего эквивалента. На основе выполненного исследования капиталистического способа производства К. Маркс делает вывод о неизбежном накапливании противоречий и кризисов в обществе, которые приводят к классовой борьбе пролетариев с буржуазией и могут разрешиться только социалистической революцией. К. Маркс также как и Д. Рикардо, считал, что в процессе производства рабочий создает большую стоимость, чем получил за свой труд. То, что получает рабочий, служит лишь для воспроизводства его рабочей силы, а за счет его неоплаченного труда создается и накапливается капитал. В капиталистическом обществе это ведет к возникновению противоречий и протестов в восстановлении справедливости. Считается, что в марксистском понимании в широком смысле слова политическая экономия должна рассматриваться в совокупности с философией и идеологией, является мировоззренческой наукой, которую нельзя рассматривать как сумму частных изучений политических экономий определенного периода общественного способа производства, поскольку частных политических экономий попросту не существует. Это значит, что политическая экономия является частью марксистской единой все-объемлющей мировоззренческой теории, которая могла дать ответы не только на все вопросы экономического развития, но и процессы развития природы, общества, мышления. По интерпретации этой теории все процессы общественного развития происходят по законам, которые носят объективный характер и не зависят от воли и сознания людей. Фундаментальное значение экономической теории, как в марксистской политической экономии, так и во всей марксистской теории состояло в том, что построенная на основе экономической теории структура общества является базисом, на котором стоит надстройка. Если базис и надстройка относятся к открытым политическим категориям, то взаимоотношения производительных сил и производственных отношений носят скрытый характер.