InvestFuture

Модификация стоимости

Просмотры: 608
Оцените материал:
(оценок: 39, среднее: 4.41 из 5)

Модификация стоимости

 (лат. m-dificati- – видоизменение) – формы стоимости товара, образующиеся под влиянием дополнительных факторов. Поскольку стоимость товара – это воплощенный в продукте общественно необходимый труд и производственные отношения между людьми, то она меняется с изменением этих отношений.

Каждому этапу развития человеческого общества соответствует свое социально-экономическое понятие стоимости. При простом товарном производстве стоимость товара определяется как W=c+q, а при капиталистическом (сложном) – W=c+v+m, где c – стоимость потребленных средств производства, q – вновь созданная стоимость, v – стоимость необходимого продукта, m – дополнительная стоимость.

Характер производственных отношений между предпринимателем и непосредственными производителями определяет социально-экономическое содержание стоимости товара в обществе. Так, если владельцем средств производства являются непосредственные производители, то созданная ими стоимость принадлежит им. Разделение вновь созданной стоимости на v+m обусловлено потребностями расширенного воспроизводства, а потому в конечном итоге дополнительная стоимость, которая используется на развитие производства, повышает благосостояние самих производителей, поскольку принадлежит им. Если собственником предприятия является отдельное лицо, то производители становятся наемными работниками и присваивают только часть созданной ими стоимости в форме необходимого продукта, которая равна стоимости рабочей силы. Дополнительная стоимость, хотя и используется на расширение производства, присваивается собственником предприятия. Следовательно, соотношение v+m является отражением производственных отношений, которые сложились в обществе. А потому стоимость товара приобретает вполне конкретной общественно-экономической формы и является частью существующих в обществе производственных отношений.

Исторической модификацией стоимости товара является также горизонтальная модификация стоимости товара:

* индивидуальная стоимость, определяемая относительно конкретных условий производства,

* общественная стоимость товара, определяемая в отношении производства продукции в целом по стране.

Известна также модификация стоимости товара по степени познания этой категории методом восхождения от абстрактного к конкретному. На этой основе различают такие стоимости:

* стоимость производства, образующаяся на основе отношений производства,

* стоимость воспроизводства, образующаяся на основе отношений воспроизведения, причем простому воспроизводству отвечает стоимость простого воспроизводства, а расширенному – стоимость расширенного воспроизводства,

* цена товара как конечная форма проявления стоимости товара, формирующаяся в момент купли-продажи товара на рынке под влиянием как объективных, так и субъективных факторов.

Модифицированными формами стоимости являются цена производства, монопольная цена и др.

Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru