InvestFuture

Нормативы рационального потребления и обеспеченности по непродовольственным товарам

Просмотры: 1050
Оцените материал:
(оценок: 24, среднее: 4.5 из 5)

Нормативы рационального потребления и обеспеченности по непродовольственным товарам

имеют существенные особенности по сравнению с физиологическими нормами потребления продуктов питания. Во-первых, здесь нет таких достаточно четких критериев, как питательная ценность и энергетический эквивалент, что затрудняет процесс разработки нормативов. Во-вторых, в отличие от продуктов питания цикл потребления непродовольственных благ в большинстве случаев значительно больше, до нескольких десятков лет. В-третьих, потребление более половины непродовольственных благ носит или может носить коллективный (чаще общесемейный) характер. Совокупность нормативных показателей потребления непродовольственных благ включает: рациональный гардероб одежды и обуви по половозрастным группам потребителей в расчете на одного человека; средние сроки носки предметов одежды и обуви; нормы рационального потребления предметов одежды и обуви, рассчитанные путем деления рационального гардероба на средний срок службы; нормативы рациональной обеспеченности предметами общественного пользования в расчете на 100 семей или 1000 человек населения; средние сроки службы предметов общесемейного пользования; нормы рационального потребления благ общесемейного пользования на одну семью в год, рассчитанные путем деления нормативов рациональной обеспеченности на средний срок службы. Перечисленные количественные параметры могут выступать в качестве оценки реальной ситуации, т. е. фактической обеспеченности (потребления) и фактических сроков службы (носки) имеющегося у населения парка (гардероба) изделий. По предметам общесемейного пользования культурно-бытового назначения, кроме того, применяется показатель распространенности изделия, рассчитываемый как доля семей, имеющих хотя бы одно изделие в общем их количестве. Расчет нормативных показателей потребления и обеспеченности по непродовольственным благам. Обобщение практики разработки и уточнения нормативных показателей потребления материальных благ показывает, что наиболее реальной исходной позицией в этом процессе является исследование мнения потребителей. Их уровень и структурные особенности характеризуют представления потребителей о степени полезности, необходимости и рациональности окружающих их материальных благ в соответствии с индивидуальной шкалой ценностей и представлений. Такие массовые оценки достаточно привязаны к реальной жизни, чтобы исполнять роль ориентиров-стимулов в развитии потребительского рынка. Этапы алгоритма разработки нормативов рационального потребления: 1. Постановка цели, задач исследования, разработка рабочей программы. На этом этапе определяется состав нормативных показателей для будущей разработки, перечень материальных благ, период, на который будет рассчитано достижение нормативных показателей и сферы их применения. 2. Оценка фактического потребления. Проводится в целях установления динамики исследуемого процесса, его абсолютного уровня и структурных особенностей. Для этих целей используются статистические данные, материалы проводившихся ранее социологических исследований, экспертные оценки. Ретроспективный период должен быть не меньше периода, на который рассчитано достижение нормативных показателей. 3. Массовые опросы. Организуются в строгом соответствии с целями и задачами проводимого исследования. В ходе таких опросов получают сведения о фактических и желаемых уровнях потребления и обеспеченности, периодичности обновления материального окружения, сроках эксплуатации и т. д. 4. Экспертные оценки фактических и рациональных параметров потребления проводятся с целью изучения мнений специалистов торговли, промышленности, сельского хозяйства, научно-исследовательских организаций, органов государственного управления и других структур о реальности предлагаемых параметров, возможности их достижения. 5. Исследование аналогий означает изучение фактических уровней потребления и обеспеченности в других странах, методологии исследования явления, регулирования рыночных процессов, формирования спроса и потребностей и т. д. 6. Выработка гипотез и рабочих вариантов представляет собой синтез имеющихся альтернатив, обобщение оценок и обоснование единственной из них для последующей апробации. 7. «Пилотаж» рабочего варианта проводится для предварительного выяснения «узких» мест в системе нормативных показателей. «Пилотаж» может осуществляться как самими разработчиками, так и специалистами торговли, промышленности. 8. Уточнение и корректировка производятся с учетом замечаний в процессе апробации нормативных показателей. 9. Утверждение нормативных показателей потребления и обеспеченности является завершающим этапом и производится после согласования с заинтересованными органами управления и сферами использования. Оптимизация потребительских нормативов. После утверждения нормативные показатели потребления и обеспеченности приобретают статус официального документа, используемого в качестве основы для текущих и прогнозных оценок развития потребительского рынка, а также для проектирования минимальных потребительских бюджетов и бюджетов прожиточного минимума. Система социальных ориентиров, предназначенных для регулирования социально-экономических процессов, включает прожиточный минимум --> минимальную потребительскую корзину --> фактическое потребление --> рациональные нормы потребления. Эта система критериев выстроена по возрастающей.

Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник