Сельское хозяйство России
опыт реформирования сельского хозяйства в связи с переходом на рыночную экономику). Сельское хозяйство России (бывшая РСФСР) накануне реформы было весомой отраслью экономики — в 1990 г. оно формировало 15,3% ВВП, в нем было занято 13,9% населения в народном хозяйстве, на его долю приходилось 11,5% всех основных фондов. Площадь сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации накануне реформы составляла около 214 млн га. Это около 13% всей территории. Для сравнения, например, в Украине и в Казахстане доля сельскохозяйственных угодий в общей площади составляет примерно 70%, в США — 41,4%. РСФСР была нетто-импортером агропродовольственной продукции: собственного производства было недостаточно. Основная часть продукции завозилась из других республик бывшего СССР, а зерно и мясопродукты импортировались также из-за рубежа. РСФСР производила почти половину всей валовой продукции сельского хозяй-ства СССР. Однако в расчете на душу населения здесь производилось сельскохозяй-ственной продукции почти в 2 раза меньше, чем в Прибалтийских республиках и Беларуси. Около 60% российского аграрного производства занимала животноводческая продукция, треть из которой составляло молоко и четверть — говядина. В общем объеме растениеводческой продукции России около 40% — зерно, из которых 40% — пшеница. Почти половина потребляемого россиянами сахара ввозилось с Украины и из-за рубежа. РСФСР была крупнейшим производителем картофеля: на ее долю приходилась половина всего производства этой культуры, причем около 60% производилось в личных подсобных хозяйствах. Тем не менее свое производство не могло полностью удовлетворить потребность населения в картофеле, и его также приходилось ввозить. К началу 90-х годов ХХ столетия система государственного сельского хозяйства стала тормозом экономического прогресса. В результате возникла необходимость ее коренного реформирования. Для сельского хозяйства потребовалась реорганизация практически всех систем: ценообразования, финансово-кредитного механизма, системы снабжения и сбыта продукции и т. д. Кроме того, важна была существенная социально-психологическая адаптация хозяйствующих субъектов и населения. Все это не могло не привести к спаду производства, к диспропорциям, к разрыву устоявшихся связей. В 1991 г. были приняты основные решения, положившие начало современному этапу аграрной реформы. В 1992 г. началась кампания по реорганизации колхозов и совхозов, которая включала: передачу земли и неземельных средств производства в собственность трудовым коллективам сельскохозяйственных предприятий; раздел этих фондов на индивидуальные паи; перерегистрацию бывших хозяйств в одну из организационно-правовых форм, разрешенных законодательством того периода. В ходе реорганизации отменена монополия государства на землю. Более 80% сельскохозяйственных земель из государственной собственности были переданы в собственность коллективов сельскохозяйственных предприятий и поделены на паи. Земельные паи по российским меркам — 6—10 га на одного человека. Чтобы избежать нерационального измельчения землепользования, предусмотрена возможность продажи и аренды паев, а также использования их в качестве залога, обмена на имущественные паи и передача по наследству. До октября 1993 г. названные сделки с земельными паями разрешались только в рамках коллективных организаций, получивших землю изначально. С октября 1993 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации разрешен оборот паев вне первоначального коллектива собственников. Таким образом, крестьяне, пожелавшие основать собственное хозяйство могли увеличивать свои участки посредством купли или аренды паев. В ходе аграрной реформы сложилась сложная система земельных отношений. Значительная часть сельскохозяйственных угодий находится в коллективной собственности сельских жителей. Член коллектива собственников имеет безусловное право выделения своей земельной доли в натуре. В стране существует около 12 млн владельцев земельных паев. По закону эти земельные паи являются отчуждаемыми — их можно продать, сдать в аренду, передать по наследству, вложить в уставный капитал корпоративного предприятия или паевой капитал кооператива, использовать в качестве залога или кредита. За годы реформы сложился институт частной земельной собственности. Частными собственниками земли являются владельцы личных подсобных хозяйств и фермеры. Для тех и других законодательно установлены верхние пределы размера участка, находящегося в собственности. Для личных подсобных хозяйств эти пределы устанавливаются сельской администрацией и зависят от плотности застройки сельского поселения, для фермеров верхние пределы размера участка, который может принадлежать им на правах частной собственности, устанавливается субъектом Федерации. Часть земель была передана в частную собственность граждан для садоводства и огородничества, дачного строительства. Часть земель находится в государствен-ной — муниципальной или федеральной собственности. В основном это земли предприятий, выведенные из-под процедуры реорганизации. Экономическая реформа вызвала не только спад сельскохозяйственного производства, но и рост относительных цен на материально-технические ресурсы. Причин здесь несколько: во-первых, произошло существенное истощение основного производственного потенциала: (земли, основных и оборотных фондов и др.); во-вторых, проявились сильные диспропорции во взаимоотношениях между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, в результате чего основная масса сельскохозяйственных предприятий утратила ресурсы не только для расширенного, но и для простого воспроизводства; в-третьих, как результат двух предыдущих причин стало вытеснение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей с российского рынка продовольствия, снижение их доли в конечной цене продукта, рост импорта. В итоге удельный вес сельского хозяйства в ВВП с 9% в 1995 г. снизился до 2% в 2006 г. Посевная площадь в хозяйствах всех категорий за этот период сократилась почти на 24 млн га, в т. ч. зерновых — на 11 млн га, резко снизилось поголовье скота всех видов, уменьшилось производство мяса и молока, упало их потребление на душу населения. Сформировалась многоукладная аграрная экономика: частный фермерский уклад (количество фермерских хозяйств возросло с 49 тыс. в 1991 г. до 274 тыс. в 1997 г.). Однако доля их в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции незначительна — 2,1% в 1997 г.; личные подсобные хозяйства — производят примерно половину продукции; сельскохозяйственные организации (в нашем прошлом крупные товарные предприятия, построенные на месте бывших совхозов и колхозов) производят порядка 40% продукции; вновь образующиеся агрохолдинги и корпорации (с вертикальной и горизонтальной интеграцией), где в одних руках — управление собственностью, землей, перерабатывающими предприятиями, а также оптовая и розничная торговля. По оценкам экономистов-аграрников России крупные товарные интегрированные предприятия и объединения (агрохолдинги, продуктовые компании и др.) имеют явные преимущества, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Личные подсобные хозяйства и крестьянско-фермерские хозяйства могут развиваться только на локальных рынках. С 2000 г. в сельском хозяйстве России наблюдается хотя и незначительный, но экономический рост. Этому способствовало, прежде всего, осознание руковод-ством страны важности сельского хозяйства и отнесение ее к национальным приоритетам. Проявлением нового курса стал рост аграрного бюджета, а также узаконенный механизм регулирования земельного и зернового рынков, квотирования импорта, реструктуризация долгов сельхозпроизводителей и новый закон о сельском хозяйстве (который предусматривает трехлетнюю программу подъема сельского хозяйства). В 2006 г. принят приоритетный национальный проект России «Развитие АПК», который включает три важных направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей). Кроме того, Правительством России принято решение о направлении 30 млрд руб. в течение трех лет на газификацию сельских населенных пунктов. Предполагается, что реализация указанных мер будет способствовать устойчивому экономическому росту сельскохозяйственной отрасли России с темпами около 3—4% в год.