InvestFuture

8 фактов о борьбе за Крым и Черное море

Прочитали: 942

25 ноября утром произошел инцидент в Черном море. Группа из двух боевых кораблей и буксира украинских ВМС - "Бердянск", "Никополь" и "Яны Капу" - неправомерно пересекли госграницу России, вошли во временно закрытую акваторию территориального моря РФ и начали движение из Черного моря к Керченскому проливу.

При этом, по информации пресс-службы крымского Погрануправления ФСБ, заявки на проход этих кораблей в Керченском проливе не подавались, и в график прохода они не были включены.

Украинские корабли опасно маневрировали и не подчинялись законным требованиям российских властей. Движение судов и их сопровождение российскими пограничниками длились более пяти часов. После того как до входа в Керченский пролив оставалось около пяти с половиной километров, украинцы легли в дрейф.

Однако позже они вновь попытались предпринять провокационные действия и выдвинулись в направлении Крымского моста. Российские пограничные корабли были вынуждены применить для их остановки оружие. Все суда-нарушители задержаны.

По данным ЦОС ФСБ, три украинских моряка получили легкие ранения - им оказана необходимая медицинская помощь. Украинские суда вместе с экипажами отбуксированы в российский порт для проведения дальнейших следственных действий. 26 ноября судоходство в Керченской проливе было возобновлено.

Черное море не в первый раз становится объектом для борьбы между различными государствами.

Ниже мы расскажем о 7 фактах из истории борьбы за Черное море.

1. По Черному морю плавали еще южные славяне

Сведения о первых плаваниях по Чёрному морю южных славян относятся к VI-VII векам. С возникновением Киевской Руси морские экспедиции наших предков стали делом обыденным.

В походах на Константинополь «вещего» Олега (в 907 году), в Болгарию Святослава Игоревича (в 968−971 гг.) участвовали, согласно летописям, сотни, если не тысячи судов.

В XVI-XVII веках воды Черного моря активно осваивали донские и запорожские казаки, неоднократно ходившие на Трапезунд, Синоп, Константинополь.

2. Россия начала исследование Черного моря при Петре Первом

Русские гидрографические работы в Чёрном море были начаты при Петре Первом. Соответствующее задание в 1696 году дал команде корабля «Крепость», отправлявшегося из Азова в Константинополь, молодой русский царь.

В итоге был составлен «прямой чертеж Чёрного моря от Керчи до Царя Града», проведены замеры глубин.

Первое регулярное формирование отечественного Военно-Морского Флота — Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море.

Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. На Балтике флот постоянно существовал с мая 1703 года, с ноября 1722 года действовала Каспийская флотилия, флот на Черном море — с мая 1783 года.

3. Россия вела борьбу с Турцией за Черное море

Растянулись русско-турецкие войны с небольшими перерывами почти на три столетия — с ХУ11 по Х1Х включительно.

Начались же ещё в ХУ веке, вскоре после завоевания Османской империей Крыма.

Тогда поводом «к началу отношений» были притеснения, которым подвергались от турок в Азове и Кафе русские купцы.

4. Крымская война стала самой тяжелой борьбой за Черное море

Осенью 1853 года турецкий флот был разгромлен адмиралом Нахимовым в Синопском сражении. Англия и Франция будто только этого и ждали, сразу ввели свой военный флот в Черное море, начав войну с Россией.

Формально они выступали как союзники Турции, на деле же задачей их было подчинить ее своему влиянию.

В ходе последовавших боевых действий союзники, используя техническое отставание русских войск и нерешительность русского командования, сосредоточили количественно и качественно превосходящие силы армии и флота на Чёрном море, что позволило им произвести успешную высадку в Крыму десантногокорпуса, нанести находившимся там частям российской армии ряд поражений и осадить главную базу русского Черноморского флота Севастополь, а после смерти в феврале 1855 Николая I — захватить его южную часть.

18 марта 1856 года был подписан Парижский трактат между Россией с одной стороны и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией с другой.

Чёрное море и проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись нейтральными: открытыми для торгового мореплавания и закрытыми для военных судов, как прибрежных, так и всех прочих держав.

5. Первая оборона Севастополя стала кульминацией Крымской войны

Севастополь, не имевший заранее подготовленной обороны города с суши, подвергся удару англо-французского десанта и флота, превосходившего русский флот по боевым кораблям более чем в три раза.

В короткий срок на южной стороне города были созданы оборонительные укрепления, тогда как вход с моря в Севастопольскую бухту перекрыли специально затопленные корабли.

Союзники по антироссийской коалиции — Англия, Франция и Турция — рассчитывали, что город будет захвачен за неделю, однако они недооценили стойкость оборонявшихся русских войск, в ряды которых влились сошедшие на берег моряки Черноморского флота. В обороне города приняли участие и мирные жители.

Осада продлилась 11 месяцев. В ходе осады союзники провели шесть массированных артиллерийских бомбардировок Севастополя с суши и моря.

Севастопольскую оборону возглавлял начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. А. Корнилов, а после его гибели — командующий эскадрой вице-адмирал (с марта 1855 года — адмирал) П. С. Нахимов.

В ночь на 28 августа (9 сентября) 1855 года противник овладел ключевой позицией — Малаховым курганом, что предрешило исход Севастопольской обороны.

Дальнейшая оборона города не имела смысла. Князь Горчаков за одну ночь перевёл свои войска на северную сторону. Город был подожжён, пороховые погреба — взорваны, военные суда, стоявшие в бухте, — затоплены.

6. Вторая оборона Севастополя – одна из самых трагичных страниц истории

Система сухопутной обороны города включала в себя три оборонительных рубежа — передовой, главный и тыловой.

Силы Севастопольского оборонительного района мужественно отразили два наступления противника на главную базу Черноморского флота: 11-21 ноября и 17-31 декабря 1941 г. В связи с тем, что в конце мая 1942 г. советские войска потерпели крупное поражение на Керченском полуострове, положение осажденного Севастополя стало критическим.

После многодневных интенсивных налётов авиации и артиллерийских обстрелов 7 июня 1942 г. немцы предприняли 3-й штурм Севастополя. К концу июня силы защитников города истощились, сказывалась нехватка боеприпасов.

Остатки войск, оборонявших Севастополь, должны были эвакуироваться в Новороссийск. Но эвакуировать удалось лишь незначительную часть защитников города.

По отечественным данным безвозвратные потери войск СОР с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. составили более 156 тыс. человек (убитыми, пленными и пропавшими без вести).

Оборона города продолжалась 250 дней и стала символом массового мужества и героизма советских воинов. Она сковала крупные силы противника на южном фланге советско-германского фронта, которые в противном случае могли быть использованы на одном из решающих участков германского наступления летом 1942 г.

Немцы в ходе осады и штурма Севастополя также понесли очень большие потери — до 300 тыс. убитыми и ранеными.

В ознаменование героической обороны главной базы ЧФ 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Севастополя». 8 мая 1965 г. город Севастополь был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

7. В 1986 году в Черном море произошел инцидент с судами США

13 марта 1986 года ракетный крейсер "Йорктаун" ("Yorktown") и эсминец "Кэрон" ("Caron") вошли в территориальные воды у южного побережья Крыма на целых 6 миль.

Стоит отметить, что в тот момент в Саках, на специально построенном на авиабазе ВМФ наземном испытательном тренажере корабельной авиации (НИТКА), как раз начались испытания новых палубных самолетов, предназначенных для базирования на строившемся в Николаеве тяжелом авианесущем крейсере "Леонид Брежнев" (впоследствии "Тбилиси", "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов").

Испытания летной техники сопровождались широким использованием различных электронных систем, которые также проходили испытания на наземном комплексе.

Советский Главнокомандующий ВМФ, адмирал флота Вдадимир Чернавин, внимательно следил за развитием событий на море и решил дать отпор.

Однако действовать он намеревался нетрадиционными средствами, не прибегая к силовому давлению.

В операции принимали участие два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6.

Оба черноморских корабля совершили навал на американские корабли, которые зашли на территорию СССР.

"Беззаветный" постоянно докладывал на командный пункт флота в Севастополе дистанцию: "до крейсера 20 метров, 10 метров…". Такого не ведало морское противостояние СССР и США даже в более сложные годы, когда эскадры двух флотов сходились в Средиземном море, рассматривая друг друга в прицелы.

На кормовой палубе "Йорктауна" столпились у борта матросы. "Беззаветный" навалился на левый борт крейсера, со скрежетом металла он прошелся по леерам и пусковой установке ракет "Гарпун", смяв их.

Тем временем СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца "Кэрон", повредив ему ив ему шлюпку и шлюпбалку. На СКР-6 был смят фальшборт и погнуты леерные стойки.

Человеческих жертв удалось избежать.

Американские суда были вытеснены с советской территории и больше туда не заходили.

8. Строительство Крымского моста – ключевой этап интеграции Крыма в РФ

Создание моста началось после непризнанного присоединения Крыма к Российской Федерации и резкого ухудшения российско-украинских отношений, поставившего перед российскими властями вопрос о создании независимой от Украины сухопутной связи Крыма с российскими регионами.

Автодорожный мост был открыт в 2018 году. Сдача железнодорожного моста ожидается в 2019 году.

Создание моста и открытие его автодорожной части вызвали резко негативную реакцию Украины, рассматривающую строительство как незаконное и включившую претензии по его строительству в свой иск против России о нарушении последней Конвенции ООН по морскому праву, а по факту строительства моста украинской прокуратурой было возбуждено уголовное дело.

CША и Европейский союз также выступили с осуждением строительства и открытия моста и ввели санкции в отношении участвующих в его создании организаций.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 48, среднее: 4.44 из 5)
InvestFuture logo
8 фактов о борьбе за

Поделитесь с друзьями: