InvestFuture

У Эрдогана мало возможностей спасти экономику Турции от коронавирусного кризиса

Прочитали: 1165

Экономисты прогнозируют болезненную вторую рецессию в Турции. Некоторые говорят, что президенту Турции придется обратиться за помощью в МВФ.

Турция восстанавливалась после своей первой рецессии целых 10 лет, когда началось распространение коронавируса. Теперь экономика снова на грани краха, и у президента Реджепа Тайипа Эрдогана не осталось вариантов для спасения экономики. На фоне риска массовой безработицы, краха в сфере туризма и нестабильной валюты, «ситуация крайне плохая», считает экономист аналитического центра GlobalSource Partners Атилла Есилада.

В марте Эрдоган обнародовал пакет мер стимулирования. Однако затем началась пандемия коронавируса, сильно поразившая Турцию. Заражено было более 150 тыс. человек. Критики считают, что плана по спасению экономики на $15 млрд будет недостаточно. На фоне падения числа погибших Эрдоган объявил о постепенном снятии ограничений в мае и июне. Этот шаг должен помочь стимулировать 19-ю по величине экономику мира. Годовой ВВП Турции составляет около $770 млрд.

Тем не менее, экономисты прогнозируют болезненную вторую рецессию, причем, некоторые из них считают, что Эрдогану придется обратиться за помощью в МВФ — вариант, который он всегда отвергал.

Ахиллесова пята

Эрдоган долгое время был синонимом процветания для турок, однако экономика стала его «ахиллесовой пятой», отмечает Сонер Кагаптай из Вашингтонского института ближневосточной политики.

Одной из главных причин продолжающегося успеха Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития на выборах стал экономический бум после финансового кризиса 2001 года. Однако сейчас поднимаются вопросы о том, может ли ухудшающаяся экономика повлиять на амбиции Эрдогана в отношении лидерства в регионе, где Турция играет важную роль в конфликтах в Сирии и Ливии.

Турецкая экономика была предметом беспокойства после валютного кризиса 2018 года: в прошлом году рост составил всего 0,9%, в феврале безработица достигла 13,6%, инфляция — двузначных показателей. Эта мрачная ситуация закончилась поражением на выборах в прошлом году, когда правящая Партия справедливости и развития Эрдогана потеряла и Стамбул, и Анкару.

«Это не та экономическая ситуация, которая поможет сохранить власть любому лидеру, тем более, Эрдогану», — сказал Есилада.

Кагаптай отмечает, что «до 2023 года не запланировано проведение выборов, но его популярность падает. И сейчас трудно игнорировать призывы к досрочным выборам». Правительство рассчитывало на то, что в 2020 году рост составит 5%. Однако МВФ прогнозирует, что вместо этого ВВП сократится на 5%, безработица вырастет до 17,2% в этом году.

Растущая обеспокоенность рынка отражается на лире: она потеряла 15% стоимости по отношению к доллару США с начала 2020 года. В начале мая лира даже установила рекордный минимум по отношению к доллару, 7,24 лиры за доллар. После чего снова выросла. Это падение стоимости особенно пугает, потому что частный сектор Турции сократил значительный объем долгов в иностранной валюте.

МВФ — «последнее средство»

Чтобы стимулировать бизнес-активность, Эрдоган решил применить целевые меры против COVID-19, такие как карантин только по выходным или праздникам. В субботу он приветствовал 4 тыс. рабочих, которые продолжили строительство самого длинного подвесного моста в мире, несмотря на пандемию. Но сектор туризма, который в прошлом году принес $33,5 млрд, взял паузу на 2 месяца. Словом, на фоне всей этой мрачной ситуации, экономисты убеждены, что Анкаре придется обратиться за помощью к МВФ. Турция уже 19 раз обращалась за помощью к МВФ, и для Эрдогана, ярого сторонника суверенитета, подобный шаг стал бы унижением.

«О сделке с МВФ можно говорить только в крайнем случае. Это будет возможно, только если Эрдоган исчерпает все другие варианты», — отмечает Capital Economics.

Турция надеется установить своп-линии с иностранными центробанками, в частности с ФРС США. Это одна из причин недавнего «очаровательного наступления» Анкары на Вашингтон, включавшего в себя поставку медицинского оборудования, говорит Кагаптай.

Ряд преимуществ

Но у Эрдогана на руках есть и другие карты. По мнению Европейского банка реконструкции и развития, более низкие цены на нефть должны помочь снизить инфляцию. В следующем году ожидается восстановление экономики.

Кроме того, Анкара может воспользоваться желанием европейских компаний сократить цепочки поставок в попытке получить долю рынка и привлечь инвестиции.

«Это откроет возможности для Турции с ее низкой заработной платой, квалифицированной рабочей силой и регистрацией качественных товаров в срок», — отмечает Есилада.

Поскольку пандемия позволила убедиться в силе системы здравоохранения, Турция может извлечь выгоду из растущего медицинского туризма. Несмотря на рекордно высокий уровень заражения в прошлом месяце в Европе и США, уровень смертности был относительно низким — около 4200 погибших с марта, согласно официальным данным.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.47 из 5)
InvestFuture logo
У Эрдогана мало

Поделитесь с друзьями: