Расхождение между официальной инфляцией и ощущениями потребителей, которые стараются экономить, но по-прежнему тратят много, уже давно известный факт. И пока ничего не изменилось.
Согласно данным исследовательского холдинга "Ромир" в августе общие повседневные расходы россиян по сравнению с июлем упали на 0,6%.
При этом, по данным Росстата, дефляция в РФ составила 0,5%, то есть реальное снижение расходов для российских потребителей составило всего 0,1%.
В годовом же выражении расходы выросли на 9,7%, тогда как накопленная инфляция за это время составляет 3,3%.
Хотя август и оказался экономным с точки зрения расходов, поведенческие настроения потребителей почти не изменились. Несмотря на снижение цен на овощи и фрукты, их не стали покупать больше, и, судя по всему, жители РФ больше потребляли такие продукты, но с собственных огородов. Общая доля затрат на продукты в общей корзине почти не изменилась, составив 49%.
С точки зрения официальной статистики россияне должны были в августе показать рекордное сокращение расходов, так как дефляция была рекордной.
В основном цены сократились на овощи и фрукты: они упали на 15,5% после падения на 8,3% в июле. Но другие продовольственные товары почти не изменялись в цене, тогда как непродовольственные товары подорожали на 0,1%, а услуги – на 0,4%.
Фактически россияне просто не чувствуют падения цен, так как снижение цен на плодоовощную продукцию компенсируется тем, что потребители в это время переходят на собственные овощи и фрукты, а другие товарные группы дорожают.
Росстат традиционно придерживается строгой методологии, используемой в том числе в западных развитых странах и поддерживаемой ООН и другими мировыми институтами. Суть ее заключается в измерении индекса потребительских цен.
Для этого определяется структура потребительских расходов населения и составляется детальный потребительский набор товаров и услуг. Методология составления такова, что охватывает большой спектр продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, включая не только продукты, одежду и обувь, но даже персональные компьютеры, автомобили, различные платные услуги, услуги ЖКХ, отдых, образование и т. п.
При этом Росстат тщательно отслеживает данные по всем этим товарам, группируя их по регионам и составляя сводный индекс.
За счет того, что перечень товаров и услуг весьма обширный, а также того, что общие данные по индексу потребительских цен дают в совокупности, у многих потребителей складывается мнение, что официальная инфляция не имеет ничего общего с реальностью.
Это, конечно, совсем не так, но у каждого человека своя собственная структура расходов, которая может значительно отличаться от корзины Росстата. Поэтому оценки личной инфляции очень редко совпадают с официальной статистикой.
Стоит отметить, что официальные статистические данные – это индикативный показатель: он не характеризует то, сколько люди в реальности тратят на покупку товаров и услуг, так как не отражает их активности и предпочтений.
При этом не надо забывать о сохранении тренда на падение реальных доходов. В июле, по данным Росстата, они упали на 0,9% по сравнению с июлем 2016 г. Реальные доходы почти непрерывно падают с ноября 2014 г., и пока ситуация не улучшается кардинально. В III квартале доходы обычно всегда ниже, хотя уже в IV они должны восстанавливаться.
Согласно прогнозу МЭР реальные доходы россиян в этом году вырастут на 1%, а в следующем - еще на 1,5%.
При этом официальная статистика свидетельствует о росте потребления, а многочисленные опросы подтверждают рост потребительских настроений и уверенности. В сочетании с будущим восстановлением реальных доходов стремление к экономии, которое отмечается в исследовании "Ромир", может заметно ослабнуть.
Кстати, любопытно также посмотреть на статистку по Москве и Санкт-Петербургу. В Москве повседневные расходы упали на 0,7%, аналогичное падение показали потребительские цены, а вот в Санкт-Петербурге расходы рухнули сразу на 3,9%, хотя цены упали всего на 0,5%.
Это может указывать на то, что в Москве потребители четче следуют за ценовыми тенденциями, тогда как в Санкт-Петербурге у жителей есть стремление и возможность экономить.