InvestFuture

НПФ банка возобновил привлечение клиентов по электронному каналу

Прочитали: 1070

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка после годового отсутствия на рынке привлечения новых клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) вновь начал продавать этот продукт в отделениях материнского банка. Пока привлечение ведется в тестовом режиме и только в столичном регионе. Однако НПФ готовится к масштабной переходной кампании следующего года — последней перед введением индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Возвращение лидера предыдущих кампаний заставит многих игроков задуматься об уходе с рынка.


НПФ Сбербанка после почти годового перерыва вновь приступил к привлечению новых клиентов по ОПС, рассказали несколько источников “Ъ”, близких к фонду, а также представители конкурирующих НПФ. Пока идут тестовые продажи ОПС, уточняет один из источников “Ъ”. Другой собеседник указывает, что клиентов привлекают в отделениях Сбербанка в Москве. В самом НПФ эти действия пока не афишируют. Впрочем, как заявил исполняющий обязанности гендиректора НПФ Александр Прокопенков, «сейчас мы в тестовом режиме прорабатываем различные варианты подачи заявлений клиентом, в том числе тестируем и процессы, в рамках которых клиент может самостоятельно подать заявление на портале ЕПГУ».

НПФ Сбербанка в предшествующие годы являлся лидером рынка по привлечению клиентов по ОПС, и во многом благодаря сети материнского банка. Причем если в 2013 году фондом было заключено 1,3 млн договоров на перевод накоплений, из которых лишь 67,1% приходились на Сбербанк, то в 2016 году — уже 4,6 млн договоров, из которых 99,5% заключены в отделениях Сбербанка, свидетельствуют данные Счетной палаты (СП). Превращению банка в главного агента НПФ способствовало внедрение в 2014 году технологии дистанционной подачи заявления о переводе пенсионных накоплений (без него договор недействителен) через удостоверяющие центры. Однако в середине прошлого года после критики СП Пенсионный фонд России приостановил подачу заявлений таким способом (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года), и фонд до последнего времени не мог наладить массовое привлечение клиентов.

Ряд НПФ начали тестировать новый дистанционный канал подачи заявлений — через Единый портал госуслуг (ЕПГУ) и личный кабинет застрахованного лица (ЛКЗЛ) на сайте ПФР — еще в конце прошлого года (см. “Ъ” от 22 декабря 2017 года). Однако технологические сложности не позволяли наладить массовую подачу заявлений таким способом (см. “Ъ” от 6 февраля). В результате большую часть года через дистанционный канал подавалась малая доля заявлений. Лишь в августе—сентябре эту технологию стали использовать «ЛУКОЙЛ-Гарант» (через Бинбанк и РГС-банк, планируется через сеть «ФК Открытие») и «ВТБ Пенсионный фонд» (Почта-банка и «ВТБ Страхование», планируется через сеть ВТБ). В результате в октябре на электронный способ подачи пришлось 15,5% от всех поступивших в ПФР заявлений (см. график). Задержка с внедрением привлечения клиентов через электронный канал в НПФ Сбербанка была связана с технологическими и юридическими проблемами на стороне ЕПГУ, отметил один из собеседников “Ъ”. «Мы сейчас настраиваем и оптимизируем технологии для выстраивания оптимального процесса взаимодействия с клиентом — проверяются скорость работы портала, отказоустойчивость систем и другие параметры»,— отмечает господин Прокопенков. «Пока технология оставляет желать лучшего и предполагает большие временные затраты»,— рассказывает собеседник “Ъ”, близкий к пенсионному фонду.

Вместе с тем НПФ Сбербанка может начать массовое привлечение клиентов по ОПС через всю сеть материнского банка уже в этом году, считают два источника “Ъ”. Впрочем, принципиального решения о масштабировании на всю сеть Сбербанка еще не принято. «Основная задача — подготовиться к переходной кампании следующего года, ведь правила перехода в отношении ЕПГУ сохранятся»,— указывает один из собеседников “Ъ”. «Следующая переходная кампания станет последней перед вступлением в силу ИПК, если все-таки его концепция будет реализована»,— указывает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. В таких условиях, считает он, все фонды активизируют свое привлечение, чтобы воспользоваться действующими правилами перевода пенсионных накоплений. Тем более что в базовой концепции ИПК перевод тела будет осуществляться лишь через пять лет, тогда как новые взносы перейдут сразу же. Однако включение на полную мощь каналов привлечения банковских сетей крупнейших фондов приведет к тому, что новая кампания для их конкурентов рискует стать чрезвычайно затратной. «Такие траты лишний раз заставят задуматься многих владельцев средних фондов об уходе с пенсионного рынка»,— полагает господин Ногин.

Илья Усов


Источник: Ъ-Газета

Фото: Олег Харсеев

Оцените материал:
(оценок: 41, среднее: 4.46 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
НПФ банка возобновил

Поделитесь с друзьями: