InvestFuture

Пенсии взяли сетями

Прочитали: 911

Лидерами по объему привлечения клиентов и накоплений стали близкие и родственные банкам негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом ряд игроков концентрируются исключительно на сохранении действующих клиентов, пусть и ценой небольшого нетто-оттока. Такие результаты деятельности фондов раскрыты Банком России в отчетности по итогам первого квартала. По оценке экспертов, активность фондов в привлечении во многом будет зависеть от результатов судебных процессов с участием клиентов НПФ, оспаривающих перевод накоплений или отказ в переходе к новому страховщику.


Итоги работы НПФ по итогам первого квартала, ключевого для оценки нетто-притоков и расширения клиентской базы по итогам переходной кампании 2016 года, Банк России раскрыл на своем сайте. Общее количество застрахованных лиц в НПФ выросло на 4,6 млн, до 34,4 млн человек. При этом объем пенсионных накоплений достиг 2,37 трлн руб., прибавив с начала года около 240 млрд руб. Как следует из отчетности, в абсолютных лидерах — близкие и родственные банкам фонды. Так НПФ Сбербанка по итогам кампании показал рост пенсионных накоплений на 90,5 млрд руб. Это втрое выше результата ближайшего преследователя — НПФ "Будущее" (30,4 млрд руб.). Еще три игрока в топ-5 по нетто-притокам также близки банкам — НПФ "Доверие" (Бинбанк), НПФ "Согласие" (Московский кредитный банк), НПФ РГС (Росгосстрах-банк). Хотя в финансовую группу "Будущее" банк не входит, во время кампании 2016 года головной НПФ также активно работал с кредитными учреждениями. "Фонд привлекает клиентов через десять ведущих банков общим охватом более 2 тыс. отделений по всей России",— отмечает гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров.

Помимо использования банковского канала и концентрации на привлечение клиентов с высоким средним счетом лидеры роста используют и другие катализаторы. Так, в НПФ Сбербанка по итогам кампании 2016 года фиксируют рост числа молодых (до 26 лет) клиентов. Рост молодой аудитории, средние счета которой по ОПС невелики, по оценке коммерческого директора НПФ Сбербанка Олега Мошляка, оправдан с точки зрения кросс-продаж для таких клиентов дополнительных пенсионных продуктов. "Фонд переориентировал основные потоки привлечения из регионов в Москву и Московскую область. Также была развернута масштабная работа по переводу сотрудников МКБ и его корпоративных клиентов в фонд",— говорит член совета директоров НПФ "Согласие" Андрей Неверов.

В отличие от агрессивно наращивающих базу НПФ, ряд игроков, большей частью крепкие региональные игроки, до минимума сократили расходы на привлечение. Как следствие, они показали нетто-отток и по числу клиентов, и по объему накоплений. Максимальное снижение объема пенсионных накоплений по итогам квартала зафиксировали НПФ электроэнергетики (1,58 млрд руб.), Национальный НПФ (1,2 млрд руб.), НПФ "Магнит" (1,1 млрд руб.), НПФ "Социальное развитие" (0,9 млрд руб.) и Ханты-Мансийский НПФ (0,83 млрд руб.). Как отметила гендиректор Национального НПФ Светлана Касина, фонд концентрируется на повышении лояльности действующих клиентов "и не видит экономического смысла в агрессивном привлечении". В НПФ электроэнергетики сосредоточены на развитии корпоративных пенсионных программ, отмечая, что "в условиях продолжающейся пенсионной реформы фонд не занимается активным привлечением клиентов по ОПС".

Владимир Чистюхин, зампредседателя ЦБ, на круглом столе в Общественной палате РФ 20 октября 2016 годаМы будем поддерживать ту модель, при которой гражданин, принявший решение о переходе в любой фонд, должен будет в обязательном порядке обратиться в тот фонд, который управляет его пенсионными накоплениями сейчас

Хотя темпы нынешней кампании пока не дотягивают до пиковых результатов 2015-2016 годов, а самый значительный спад показывает объем перехода между НПФ (см. "Ъ" от 15 мая), агрессивные игроки с высокой вероятностью нарастят объемы привлечения во второй половине года, ожидает управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов. Как и в минувшие годы, основу трафика перевода пенсионных накоплений в ближайшие два-три года будут составлять "молчуны" — клиенты Пенсионного фонда России (ПФР). Можно прогнозировать, что трафик в ПФР, и так более скромный, после заявлений о возможном переводе средств "молчунов" в баллы будет стремиться к нулю.

Для корректировки дальнейших стратегий НПФ важным будет результат судов по неправомерному переводу или удержанию клиентов. Напомним, в середине мая несколько крупных игроков сообщили о десятках тысяч жалоб клиентов на неправомерный перевод накоплений или отказ в переходе в новый НПФ (см. "Ъ" от 16 мая). Эту работу активно ведут и региональные фонды. Так, президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков рассчитывает, что ряду клиентов удастся в судебном порядке оспорить неправомерные, по их оценке, переводы накоплений в другие НПФ. "Мы оказываем максимальную поддержку своим клиентам в таких судебных спорах, но, как показывает практика, рассмотрение дел в судах может идти не менее года",— отмечает господин Охлопков.

Павел Аксенов, Дмитрий Ладыгин


Источник: Ъ-Газета

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ   |  купить фото

Оцените материал:
(оценок: 41, среднее: 4.41 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Пенсии взяли сетями

Поделитесь с друзьями: