В конце лета кампания по переводу пенсионных накоплений граждан ускорилась — в августе было подано больше всего в этом году заявлений о переходе застрахованных лиц от одного страховщика к другому. При этом большинство граждан предпочитают подавать заявления о переводе накоплений через курьера, направляя их в столичные отделения Пенсионного фонда России (ПФР). Эксперты полагают, что участники рынка смогли наладить новый канал поступления в ПФР заявлений, в том числе подаваемых без участия самих граждан.
Август оказался самым успешным месяцем кампании по сбору заявлений на перевод пенсионных накоплений в 2018 году. За это время почти 200 тыс. человек подали заявления о смене страховщика, что на 8,6 тыс. больше предыдущего рекорда в июне (см. “Ъ” от 31 июля), свидетельствуют данные ПФР, и в 20 раз больше, чем в августе 2017 года (тогда НПФ искали новый способ подачи заявлений о переходе). Всего с начала 2018 года подано 869 тыс. заявлений, из которых 52% на перевод из одного НПФ в другой и 42% — из ПФР в негосударственный фонд. Передать пенсионные накопления управляющим компаниям — государственной или частным — решились лишь 6% граждан.
Заявление о переводе пенсионных накоплений подается после того, как застрахованное лицо заключило договор с НПФ. При этом заявление может быть доставлено в ПФР или МФЦ лично клиентом или после заверения нотариусом по почте или курьером. В электронном виде заявление может поступить в ПФР через личный кабинет или единый портал госуслуг.
Наиболее активными игроками по привлечению пенсионных накоплений до начала осени были три НПФ — «ВТБ Пенсионный фонд», «Согласие» и «Газфонд ПН», говорили “Ъ” топ-менеджеры различных фондов и контрагенты этих НПФ. «С начала года "ВТБ Пенсионный фонд" заключил с клиентами 690 тыс. договоров ОПС»,— рассказал представитель НПФ. «Согласие» собрало около 300 тыс. договоров, говорят два источника “Ъ”, близких к фонду. «Газфонд ПН» уже накопил у себя 200 тыс. договоров, уточнили два других источника, близких к фонду. В фонде «Согласие» и «Газфонде ПН» не ответили на запрос “Ъ”. Другие крупные игроки — НПФ «Большой», «Сафмар», а также Национальный НПФ — суммарно собрали к 1 сентября несколько десятков тысяч заявлений, говорит один из контрагентов фондов и топ-менеджер одного из фондов. В «Сафмаре» отказались комментировать итоги, «так как это относится к коммерческой деятельности НПФ».
Почему данные о накоплениях клиентов НПФ плохо собираются
Таким образом, количество заключенных договоров почти в 1,5 раза превысило количество зарегистрированных заявлений в ПФР. Разницу между поданными заявлениями и количеством заключенных договоров глава одного из крупных НПФ объясняет тем, что «клиенты еще не донесли свои заявления до ПФР». Формально они могут это сделать до конца года. Однако, как свидетельствует статистика, число людей, лично подавших заявления в ПФР, незначительно: по итогам восьми месяцев это не более 70 тыс. человек, то есть 8% от общего числа заявлений.
Самой большой популярностью пользуется подача заявлений через курьера, по итогам восьми месяцев на них пришлось более 85% от общего числа поступивших в ПФР документов. Ранее представитель ПФР говорил, что «абсолютное большинство» таких заявлений приходится на отделения Москвы и Московской области (см. “Ъ” от 14 сентября). «Способ подачи заявлений в ПФР застрахованными лицами определяется самостоятельно в соответствии с законодательством»,— говорят в «ВТБ Пенсионном фонде». При этом более логичная и дешевая с точки зрения клиента форма доставки заявления через почтовое отправление почему-то не пользуется популярностью.
Ни в одном из опрошенных фондов не смогли объяснить, почему превалирует подача заявлений курьерской доставкой. Также непонятно, почему клиенты предпочитают отправлять заявления курьером именно в Москву или Московскую область. Управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов предполагает, что участники «могли отработать новый канал гарантированного поступления заявлений в отделение ПФР» после перекрытия в прошлом году канала подачи через удостоверяющие центры. В малейшую появившуюся брешь, поясняет он, начинает идти поток заявлений, подаваемых в том числе без ведома или участия самих граждан.
Илья Усов
Электроперевод набирает оборот
В августе заметно выросла доля заявлений о переводе пенсионных накоплений, поступивших в ПФР через электронные каналы подачи. Лидером стал личный кабинет на сайте ПФР — через него подали заявления 13,6 тыс. человек. Через ЕПГУ захотели перевести свои пенсионные накопления 1,9 тыс. застрахованных лиц. Как рассказывали “Ъ” два топ-менеджера различных НПФ, технологией передачи заявлений через ЛК обладает лишь удостоверяющий центр «Русь-телеком», с которым сотрудничают «ВТБ Пенсионный фонд» и «ЛУКОЙЛ-Гарант». «Во всех офисах “ВТБ Пенсионного фонда” и офисах Почта-банка гражданам для подачи такого заявления доступен сервис предоставления услуги в ЕПГУ»,— заявили в НПФ. «Фонд работает через партнерский банковский канал продаж, желающие заключить договор ОПС могут обратиться в банки группы — банк “Открытие”, РГС-банк и Бинбанк — или в отделение фонда»,— рассказали в «ЛУКОЙЛ-Гаранте». Илья Усов