InvestFuture

Андрей Себрант о технологической революции в условиях пандемии

Прочитали: 998 Аналитика Финам

Как технологии влияют на окружающий мир, и как общество влияет на развитие технологий? Об этом и не только рассказал директор по стратегическому маркетингу "Яндекса", профессор ВШЭ, один из первых деятелей российского интернета Андрей Себрант в интервью президенту МФЛ, инициатору проекта "Цифровой бал" Кристине Заболоцкой. Поговорили о навыках будущего, бизнес-процессах, корпоративной культуре как основе цифровой трансформации, машинном обучении, перспективах голосовых помощников и о психологических аспектах развития технологий.

- Четвертая промышленная революция, цифровая революция во время пандемии, вообще в принципе про технологическую трансформацию говорят последние несколько десятилетий. Вы начинали свою карьеру 80-х годах. Что вы думали тогда, что прогнозировали и что происходит сейчас? Поменялся ли взгляд?

- Я не очень прогнозировал. Я пошел работать в интернет-сферу во многом после научной своей части карьеры именно потому, что он в этом смысле очень похож на науку. Как никто не мог в 80-е, когда собственно занимался наукой, предсказать что вообще появится такая штука, как интернет, и начнет менять все - не только научное исследование, но и вообще жизнь человечества. Так и потом было понятно, что предсказать куда это все выльется, что появится дальше. В 90-е было очень много всяких мечтаний про интернет. В этих мечтаниях очень редко появлялись мобильные устройства, особенно мысль о том, что не то что просто мобильная связь, а что у тебя полноценная мультимедийная история нсть - телевидение, звонки, просмотр стримингого кино и другое. И мыслей не было, что тебе это все будет доступно при желании в глухом лесу. Поэтому истории про предсказание у меня не было и тогда.

Ожиданий не было, а вот что изменилось? Есть кое-что сильное. Я пришел в эту сферу как технарь, физик, ученый и, наверное, в те годы гораздо больше уделял внимание технической стороне дела. Эту ошибку сейчас повторяют многие молодые ребята. На самом деле все самое интересное в технологической революции, как и в любой другой революции, это люди. И что она делает с людьми, как меняются люди, отношения между ними… Сейчас я это понимаю лучше. И как раз считаю, что технологические революции могут называться технологическими, а по существу своему они психологические.

- Сейчас есть достаточно интересные прогнозы. Например, технический директор Google Рэй Курцвейл считает, что искусственный интеллект в 2029 году достигнет уже человеческого уровня. Также он прогнозировал такую точку сингулярности – в 2045 году, когда технологии будут развиваться настолько быстро, что уже будет невозможно что-то предугадать и компьютеры будут сами самосовершенствоваться…

- Это как фильм "Назад в будущее", где легко предсказываются вещи, которые мы сильны превзошли. А вот ховерборды, на которых можно спокойно летать над улицами, так и не появились. Хотя, казалось бы, труднее что ли придумать? Да, труднее. А то, что мы придумали, на самом деле не придумал ни один режиссер. Поэтому к истории с предсказанием Курцвейла я отношусь точно также. Я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы в 2025 или 2049 году возникла что-то похожее на человеческий интеллект в машине. Это никому не нужно. По очень простой причине – это очень красиво для пиар-соображений, но это примерно так же, как на заре авиации – рассказывать, что в какой-то момент мы сумеем построить орла с размахом крыльев 150 метров. Этот орел будет, махая крыльями, летать над городом, ну или как было в картинках 19 века, когда все небо в дирижаблях …Мы придумываем, вдохновляемся идеями птиц, когда начинаем летать, строить летательные аппараты. Мы не строим гигантских птиц, и поэтому вся история насчет того, что, конечно, нас вдохновляет наш интеллект, когда мы делаем умные машины, но ни один из людей, кстати говоря, и сам Курцвейл, занимаясь этим в Google, не пытается воспроизводить искусственный интеллект. Как говорил другой футуролог, которого я очень люблю, Кевин Келли, интересны не машины, которые умеют думать так же, как мы, только быстрее лучше и так далее, интересны машины, которые умеют думать так, как мы думать не можем в принципе.

- По поводу раскрытия потенциала технологий - что наоборот тормозит? Ресурсы, мощности или креатив человека. А что наоборот ускоряет, что помогает нам их успешно развивать, находить новые способы применения существующих технологии, более активно внедрять?

- Люди, как всегда люди все определяют, отмечают тоже люди. Развитие сильно определяется принятием на ранних этапах того, что происходит. Что-то мы развиваем быстро, что-то медленно. Это зависит от того, что многие люди не готовы и не хотят идти вперед, не хотят вкладывать огромные ресурсы. Нам это почему-то не нравится. Искусственный интеллект – сначала очень многообещающая технология, и по-настоящему многообещающая до сих пор, вдруг получает черный PR в больших количествах. Ребята, это способ порабощения человечества, хотя, простить, исключительно люди решают, что эти программы делают, что мы им готовы делегировать и доверить. Начинается резкое торможение развития, работа в этом направлении просто потому, что люди не готовы. Мы не можем вкладываться в то, что не примут наши потребители, граждане и так далее. А вот во что-то другое… Вот сейчас мы увидим колоссальные всплески, уверен, в том числе информационных решений в биотехнологиях. Человечества вдруг осознало, что вдруг может внезапно появиться мелкая дрянь, которую видно только под микроскопом, и все на ушах, ушли на карантин и самоизоляцию - паралич кучи хозяйственной деятельности… Давайте мы с этим что-то сделаем. Не будет так, что сейчас произойдет прорыв в биотехнологиях, медицине, информационных технологиях. Нет, люди просто поняли, что в нынешней ситуации мы что-то не додали медицине и биологии, раз оказались беззащитны перед вирусом. Как принято говорить, возник общественный консенсус. И сейчас туда пойдет огромное количество ресурсов, в первую очередь интеллектуальных. И финансовые подтягивается за ними ровно, потому что все вроде поняли, что и мы тут тормознули

- Что делает в это время "Яндекс"? Какие есть интересные проекты? Например, беспилотники, Алиса, доставка… Что бы вы отметили особо и, может быть, планы раскроете какие-нибудь?

- "Яндекс" ничего не раскрывает о своих направлениях. Во-первых, да, беспилотники и Алиса - это две истории, которые сейчас получат дополнительные ресурсы, а также дополнительное принятие и одобрение со стороны людей. Вся история с беспилотниками - эта история про то, что мы себе немножко добавляем устойчивость в критической ситуации, когда люди слабое звено, когда вот случилась пандемия или случилось еще какое-то бедствие, которое препятствует людям выходить из дому, появляться на работе и так далее, и этой ситуации видно же, что все страны и наша в том числе, начали принимать всякие законодательные поправки, позволяющие быстрее тестировать беспилотники, выпускать их по-настоящему в беспилотном режиме без страхующего инженера-исследователя на дороги общего пользования. Если произойдет ситуация,при которой некому доставить грузы. Мы что с голоду должны все умереть? Или мы должны смертников на дороги выпускать? Технологии позволяет ничего такого страшного не делать, они позволяют вообще сегодня выпустить, но только их надо оттестировать нормально, и допилить машины, которые сами привезут груз без водителя, и на последней миле приведут груз из какого-то логистического центра до двери твоей квартиры. Это все не то, что какие-то небылицы и ох сколько лет уйдет на разработку – оно есть, но оно не допилено, потому что не было острой потребности. Теперь понятно, в какой ситуации все это будет. Это вопрос выживания.

Источник: Финам

Оцените материал:
(оценок: 34, среднее: 4.71 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Андрей Себрант о

Поделитесь с друзьями: