Одним из основных направлений санкций против России стала авиаотрасль. Разбираемся, какие ввели ограничения и к чему они могут привести.
Санкции Запада
38 стран закрыли свое воздушное пространство для России. Среди них: Евросоюз, США, Великобритания, Швейцария и другие. Запрет введен на все отечественные самолеты, которые зарегистрированы или контролируются РФ. Они не смогут садиться, взлетать или пролетать над запретными территориями.
Также власти Евросоюза запретили поставки и лизинг авиатехники, ее страхование и техобслуживание. На деле это значит невозможность полноценной эксплуатации самолетов Airbus. Американский Boeing также объявил об отмене поставок запчастей и приостановке техподдержки.
Всего российские авиакомпании используют 1367 самолетов, из них 739 зарегистрированы за рубежом (данные Минтранса). Физического лишения большей части авиапарка удалось избежать. В России подписали закон о возможности регистрации прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у компаний РФ. Фактически это конфискация арендованной авиатехники.
Последствия новых ограничений
Ожидается серьезное снижение пассажиропотока. Уже в марте российские авиакомпании могут не досчитаться 1 миллиона пассажиров, сообщает Интерфакс со ссылкой на аналитиков.
На международные перелеты спрос упадет из-за закрытия воздушного пространства Европы и Северной Америки. Сократится также внутренний пассажиропоток из-за ограничений на полеты в центральную и южную части РФ.
Но проблемы возникнут не только со спросом, но и с предложением. Иностранные самолеты в основном будут использовать только на внутренних направлениях. Если они вылетят за пределы РФ, скорее всего, их арестуют. Так уже произошло с боингом «Победы» в Турции.
Ограниченное использование самолетов — не самая большая проблема. Ключевой вопрос — безопасность. Привычный ремонт и обслуживание больше недоступны. Отечественная промышленность навряд ли сможет мгновенно переориентироваться. Дополнительно ситуация осложняется запретом на экспорт технологий со стороны западных стран.
Не стоит забывать и о финансовой стороне вопроса. Цены на билеты уже выросли на 20%. Компаниям нужно компенсировать убытки. Это сделают либо через пассажиров, подняв стоимость перелетов, либо через государственные субсидии.